—Дарья, расскажите о самых юных животных.
—Самая молодая в акватории – дельфиненок Ялта, дочка Флоры. Флора – одна из самых первых наших артисток. В этом году много дебютантов, из них 4 дельфиненка, 2 морских львеночка и моржи. Акватория работает уже семь сезонов.
—Наверное, тренировки — это непростой труд?
—Конечно, как и любой труд в чем-то он непрост, зато в другом отношении – благодарен. Зрители видят обертку плодотворных и постоянных тренировок артистов. Это красивое яркое шоу, а за стенами этого — множество тренировок и усилий.
—Сложно обучить именно морских животных?
—Если собаку можно потрогать или погладить, то морские животные – это совершенно другое. Во время тренировок, если они не хотят что-то делать, то уходят в воду и плавать за ними бессмысленно, так как при желании могут двигаться со скоростью 40 километров в час. Этим мы и отличаемся от цирка: там для дрессировок используется отрицательное и положительное подкрепление. Мы же в своей работе используем только положительное подкрепление, вся наша работа с животными основана только на игре и поощрении за эту игру.
—С какими животными проще устанавливается контакт, а с какими — тяжелее?
—Тут все как в жизни: так же, как есть люди более общительные и менее, так и животные. Самыми контактными считаются дельфины афалины. Такие животные, как тихоокеанские моржи, привязываются к конкретному человеку. Поэтому мы стараемся учитывать пожелания питомцев, и если с моржом работает один тренер, то в случае экстренной необходимости мы не заменяем его на другого. В течение длительного времени второй тренер может периодически контактировать с моржом, чтобы замена была для него предсказуемой, а не неожиданной. А вот дельфины в этом отношении более универсальные. Практически во всех случаях они будут работать с любым из тренеров.
—На выступлениях животные показывают себя так же, как и на тренировках? Ведь с тренером они работают в тишине, а выступление – это полный зал людей, аплодисменты, много шума.
—Я могу с полной уверенностью заявить, что животные любят работать на шоу. На тренировках они более спокойные, размеренные, могут отплыть, о чем-то подумать. А на представлениях они стараются получить больше внимания и одобрения. Мы проводили несколько раз такой эксперимент: в то время, когда животные спокойно плавали в бассейне, запускали в зал людей, но не начинали представление. Наши артисты тут же сами начинали делать различные движения, чтобы получить одобрение публики: высоко прыгать, аплодировать, играть с мячиком самостоятельно и выделывать такие кульбиты, которых нет у них в программе.
—А бывает, что в какой-то день животное отказывается выступать?
—Иногда бывает, что во время шоу животное может отплыть в сторонку и всем видом показать, что устал или нет настроения. В такой ситуации мы просим зрителей проявить понимание, и переключить внимание публики на более активного артиста.
—В чем еще проявляется характер животных?
— Например, каждый из артистов может выбрать человека, к которому, вне зависимости от настроения или самочувствия, всегда подходят. Есть животные действительно с характером, они не любят нежностей, не любят, когда их гладят. Некоторым не нравятся определенные элементы, например, прыгать в обруч. А других хлебом не корми – только опусти обруч.
—Как тренеры общаются с животными? Например, как сказать им: подойди ко мне?
—Дельфины не слышат человеческой речи, они слышат ультразвуковые свистки, которыми мы пользуемся. Ластоногие артисты слышат человеческую речь, поэтому для них отработаны команды.
—У вас есть любимчики в акватории?
—Когда я только начинала работать с животными, мне нравились те, кто с первого жеста понимал, чего я от них хочу. А сейчас, имея за плечами опыт, я не могу сказать, что у меня есть любимчики. Другой вопрос, что есть животные, с которыми сложно работать, вот эти тренировки мне и нравятся. Например, дельфин Реванш очень характерный и манерный, на тренировках не всегда выполняет то, что от него просят. Зато в общении он ласковый и добрый.
(Продолжение в следующем номере)