Дорога ко дворцу Александра III проходит под окнами старого двухэтажного дома, где в основном проживают пенсионеры. Выход из подъездов — прямо на проезжую часть. В разгар курортного сезона увеличивается поток автотранспорта к музею. Крупные экскурсионные автобусы на узкой дороге доставляют жильцам много хлопот. То балкон повредят, то газопровод заденут, то канализационный коллектор разрушат. Да и сам дом начал давать осадку.
— История с ограничением проезда к дворцу длится не первый год, — рассказывает местный житель Виктор Мурзиков. — Когда-то это была территория госдачи, а потом дворец отдали под музей. Узкая дорога не предназначена для активного движения, но другой нет. В августе 2003 года Массандровский поссовет письменно разрешил нам установить запорное устройство, но его тут же демонтировали работники музея и поставили свой пост. За деньги они пропускают во дворец машины. Мы обращались в ГАИ, УВД, министерство культуры и даже к Президенту Украины. Весной этого года поссовет установил знаки «Проезд запрещен» и «Жилая зона», а также два лежачих полицейских. Но работники музея продолжают брать за проезд 30 гривен с машины. Тогда мы были вынуждены перекрыть дорогу перед автобусом с туристами.
За долгие года переписки у Виктора Мурзикова скопились десятки ответов из ГАИ, УВД, прокуратуры и Совмина Крыма. Все они написаны, словно под копирку, меняются только даты и подписи чиновников. ГАИ обещает усилить контроль за соблюдением требований знака «Проезд запрещен», Реском транспорта обещает взять вопрос на дополнительный контроль, а Министерство культуры уже 6 лет обещает спроектировать объездную дорогу. Когда жильцы звонят в ГАИ, там говорят, что у них нет свободных экипажей. Музей дает ответы, что КПП установлено по согласованию с Массандровским поссоветом.
— Никаких согласований музею на установку КПП и тем более на сбор денег за проезд ко дворцу АлександраIII поссовет не давал, — говорит заместитель Массандровского поселкового головы Алексей Радченко. — Пока за ограничением проезда следили местные жители, жалоб не поступало. После перекрытия дороги людьми круизные агентства и администрация музея пошли на переговоры. На общем сходе граждан с участием заинтересованных сторон поступило два предложения: строительство альтернативной дороги или приобретение электромобилей для провоза туристов от КПП до дворца. В итоге было принято решение, что круизные компании получат пропуска на свои автобусы и будут аккумулировать средства в Массандровском поссовете на ремонт дороги и домов, а местные жители не будут препятствовать проезду автобусов с туристами. Исполком поссовета принял решение о демонтаже КПП в районе дома №7 по Симферопольскому шоссе и направил его администрации. Если работники музея его не исполнят, то мы это сделаем своими силами.
— Данный конфликт возникает каждый год по вине администрации музея и перевозчиков, — считает экс-депутат Массандровского поссовета по данному округу, а ныне помощник депутата Кирилл Когут. — Проблема существует 3-4 месяца, а потом о ней предпочитают не вспоминать. Им просто невыгодно этим заниматься. На въезде установлены знаки, запрещающие движение автотранспорта. Фирмам, занимающимся обслуживанием туристов, надо обратиться в ГАИ за получением разрешения, но они этого не делают. Исполняющий обязанности директора дворцово-паркового комплекса Василий Хорошко пообещал местным жителям разработать инструкцию о порядке работы КПП и пропускать автотранспорт по пропускам, подписанным музеем и поссоветом. Но ничего сделано не было. Во дворце уже давно все завязано на бизнес и администрации выгодно, чтобы ко дворцу приезжало как можно больше автотранспорта. Интересы местных жителей Хорошко не интересуют.
Жители двух домов по Симферопольскому шоссе еще более категоричны в своих оценках. На КПП стоят сотрудники музея и берут незаконно деньги за проезд ко дворцу, хотя числятся работниками парка, а руководит всем родственник директора Сергей Хорошко. Деньги нигде не учитываются, и чеки никто не дает. Рядом с музеем бывший комендант госдачи открыл бар, нахождение которого с правовой точки также вызывает сомнение. Ему нужны клиенты — свадьбы, юбилеи. Следовательно, ограничение проезда ко дворцу уменьшает количество потенциальных клиентов.
Во время рейда депутаты Массандровского поссовета выявили интересный факт. В Никите на одной их стоянок парковщики были официально оформлены… спасателями. А у дворца Александра III «добро» на проезд за деньги дают работники музея.
Получить комментарии от исполняющего обязанности директора Алупкинского дворцово-паркового комплекса Василия Хорошко (Массандровский Дворец является его филиалом), к сожалению, не удалось. Он постоянно в разъездах. В Совмине стоит вопрос о снятии его с должности. В частности, вице-премьер-министр Крыма Екатерина Юрченко возмутилась состоянием Массандровского дворца и обратила внимание на прилегающую ко дворцу территорию, фонтаны и подъездные пути.
— У меня впечатление, что вы совсем в другом месте должны работать, потому что вы очень далеки от музея, от заповедника, от фондов, — сказала Екатерина Юрченко, обращаясь к Хорошко на заседании рабочей группы по анализу состояния и эффективности использования объектов культурного наследия Крыма.
Фактически вице-премьер автономии озвучила то, что долгое время произносили шепотом. Администрация музея ставит свои коммерческие интересы превыше всего.
Жителям двух домов по Симферопольскому шоссе ниже Массандровского дворца остается лишь надеяться, что смена руководства в музее позволит столкнуть с мертвой точки проект строительства новой дороги ко дворцу в объезд жилого фонда.