Представители 16 общественных организаций приняли участие в работе «круглого стола» на тему «Экономическое и социальное развитие ЮБК в рамках Стратегии развития АР Крым на 2011 – 2020 годы», который прошел в минувшую пятницу по инициативе Ялтинского исполнительного комитета.Характеризуя показатели 1-го полугодия, первый заместитель городского головы Ялты Александр Олефир отметил, что темпы роста налоговых поступлений по отношению к аналогичному периоду прошлого года составили 112,8 процента, что на 2 пункта выше средних темпов роста по курортным регионам. В то же время он напомнил, что высокая доля Большой Ялты в структуре доходов бюджета республики обеспечивается шестью видами поступлений, и в первую очередь -- от платы за землю, налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц.
При этом 1-й вице-мэр подчеркнул, что в экономике Ялты, безусловно, есть потенциал по их увеличению, но он зависит от совершенствования совместной деятельности по легализации бизнеса со стороны городских и поселковых властей, уполномоченных государственных органов и населения, а также от позитивной экономической динамики в целом по Украине, что могло бы способствовать увеличению покупательной способности, изменению структуры расходов граждан и росту инвестиций.
Тем не менее, констатировал Александр Олефир, в контексте соответствия налоговых поступлений расходам пока следует отметить, что баланса нет.
Так, доходы местного бюджета Большой Ялты за 6 месяцев составили 271 млн. 821 тыс. грн. Однако даже при темпах роста в 117 процентов эта сумма составляет лишь 92 процента от планового задания. В первую очередь это связано с недопоступлением платы за землю на 13 процентов (в деньгах это 13 млн. грн.) – заметно возросли объемы неплатежей арендаторов, что уже привело к расторжению трех договоров аренды, а еще по 7-ми дела находятся в судах.
«Но мы понимаем, - признал Олефир, - что разрыв договоров аренды – это не выход, а результат безвыходной ситуации».
Кроме того, значительно ниже запланированных показателей оказались доходы специального фонда из-за изменений в Законе «О градостроительной деятельности», уменьшивших базу для расчета долевого участия. По сравнению с прошлым годом это также связано с окончанием программы приватизации и большим количеством объектов «замороженного» строительства.
Вместе с тем помимо комплекса мероприятий для увеличения поступлений, в том числе регулярных заседаний комитета по обеспечению поступлений налогов и сборов и повышению эффективности деятельности предприятий и постоянной работы с предпринимателями, инвесторами, налоговой инспекцией, правоохранительными органами, исполкомом предпринимаются и меры по сокращению расходов бюджета с целью его сбалансирования.
В первом полугодии они составили 290 млн. 922 тыс. грн. или 76 процентов от плановых показателей, а текущие расходы проведены на сумму 259 млн. 277 тыс. грн. или на 85 процентов. Тем не менее, по возможному максимуму профинансированы здравоохранение (на 95 процентов) и образование ( на 91 процент).
К сожалению, не стал скрывать первый заместитель городского головы, меньше всего, по сравнению с запланированными суммами, удалось выделить отрасли ЖКХ. «И это при том, - напомнил он, - что именно на коммунальные службы ложится наибольшая нагрузка, связанная с позиционированием Ялты как города, в который хочется вернуться».
- Более того, - пояснил Олефир, - уже при формировании бюджета мы вынуждены закладывать расходы на выполнение делегированных полномочий по финансированию учреждений здравоохранения и образования в объемах, значительно превышающих расчетные показатели Минфина Украины, что соответственно приводит к урезанию городских программ, в том числе по уборке и озеленению территории города.
Подробно остановился Александр Олефир и на сфере туризма как основе экономики Ялты , отметив, что, согласно данным статистики, количество отдыхающих в этом году на ЮБК увеличилось на 15 процентов. Хотя, признал он, эти показатели достаточно условны в связи с несовершенством методики подсчета туристов, но важна уже сама по себе позитивная динамика. И Ялтинский горсовет со своей стороны принимает меры для стимулирования роста числа курортников и повышения качества их обслуживания. В частности, успешно внедрены «Гостевая карта» и несколько других информационных проектов, продолжается работа по обеспечению бесплатного доступа к пляжам, созданы самые благоприятные условия для сертификации услуг проживания, которой воспользовались уже 78 объектов.
В то же время первый вице-мэр признал, что к сегодняшнему дню в Большой Ялте выявлены более 270 мини-гостиниц, которые ведут деятельность без разрешения и, в частности, не проверены на соответствие пожарным и санитарным нормам. «Срывают «бабки» до первого ЧП,» - не стал скрывать он своего возмущения, добавив, что низкие темпы легализации объектов размещения туристов лишают городские власти возможности эффективно влиять на качество услуг.
А к основным проблемам, требующим решения, он отнес в первую очередь негативные тенденции в развитии постсоветских санаториев (пояснив: «Это огромные территории, которые используются неэффективно, заполняемость здравниц из года в год падает, и при этом серьезных инвестиций там не наблюдается») и значительный теневой сектор, к сожалению, характерный для курортных регионов.
«Иждивенчество на городской среде – это преступление вдвойне, - убежден Олефир. – И я имею в виду не только факт нарушения налогового и трудового законодательств, но и необходимость нести в целом ответственность перед громадой. Если уж природные условия, исторические и культурные памятники, инфраструктура Ялты позволяют зарабатывать, то логично было бы и вкладывать средства в ее развитие. Но часть предпринимателей ведут себя на Южном берегу Крыма как саранча – налетели, ободрали, извините, нагадили и улетели...»
У представителей общественности, собравшихся за «круглым столом», несколько иное видение перспектив социально-экономического развития Ялты. И было заметно, что местным властям с трудом удается объяснить ялтинцам, что городу сейчас, как говорится, «не до жиру – быть бы живу». Впрочем, главное, что в понимании сути городских проблем и общественные организации, и руководство Ялты – едины. Они вместе озабочены и необходимостью создания рабочих мест для молодежи и организации ее досуга, и несанкционированной торговлей, и вопросами наведения чистоты и порядка на улицах города, и необходимостью обеспечения достойных условий жизни и быта ветеранов, и наплывом в город лиц без определенного места жительства, и многими другими проблемами, о которых зашел разговор на мероприятии. И власти летней столицы Украины предпринимают все возможные им по силам меры для разрешения этих вопросов. Но при этом со своей стороны им хотелось бы, чтобы было встречное понимание, что на все нужны деньги, а их, свободных, в казне города нет и не хватает даже на первоочередные статьи расхода.
Мэр Ялты Алексей Боярчук напомнил, что дефицит составляет 10 – 12 процентов и почувствуется он наиболее сильно в конце года. Причем речь идет даже не о бюджете развития, из которого финансируются ремонты и реконструкции, а об общем фонде, откуда идут деньги на зарплату бюджетникам и коммунальные платежи.
И такая ситуация связана с тем, что бюджет Ялты вынужден нести расходы, не свойственные другим городам. Речь идет прежде всего о необходимости финансирования вывоза и утилизации ТБО на полигон за 120 км от Ялты – а это ни много ни мало ежегодно 20 млн. грн.!
Но есть и еще одно направление затрат, не характерных для прочих, причем еще более впечатляющее по суммам – это специальные медицинские учреждения. Ялте по статусу положено иметь только городскую больницу и станцию скорой помощи. Но она вынуждена – вот они, те самые делегированные полномочия, о которых в своем выступлении говорил Александр Олефир! -- содержать из своего бюджета также психоневрологический, кожно-венерологический и противотуберкулезный диспансеры и инфекционную больницу. И это – еще 40 млн. грн.! А ведь даже 12 процентов дефицита местного бюджета в сумме составляют около 30 млн. грн…
Пострадала Ялта и от нового бюджетного кодекса: если раньше 25 процентов поступлений от арендной платы за землю в поселках шли в городской бюджет (и еще столько же, к слову, в республиканский), то теперь все 100 процентов этих сумм остаются на местах, зато на плечи города переложили содержание поселковых школ и поликлиник.
Да и в самой Ялте положение по этой статье доходов значительно ухудшилось, не стал скрывать мэр: из-за непроплат город вынужден расторгать договоры, причем арендаторы зачастую даже не возражают - дело в том, что земля перестала привлекать инвесторов!
Тем не менее Алексей Боярчук твердо убежден, что административная реформа могла бы снять много вопросов и позволила бы региону получить профицитный бюджет, которого хватило бы если не на все, то на много большее, чем сегодня… Впрочем, и сейчас городу удается немало – ремонтируются школы, восстанавливаются и даже капитально ремонтируются кровли домов, пострадавших от урагана, начата реконструкция придомовых территорий, да и еще делается много чего.
Поэтому участники «круглого стола» в итоговой резолюции признали, что «программа социально-экономического развития ЮБК на 2011 г. по результатам 1-го полугодия 2011 г. выполняется, в экономическом секторе работают промышленные предприятия и санаторно-курортный комплекс, укрепились тенденции устойчивого развития предприятий малого и среднего бизнеса, наметились позитивные сдвиги в развитии социальной сферы».
Впрочем, и предложений со своей стороны общественники внесли немало. Кто бы возражал – были бы средства…Автор: Александр Кронов