Этим летом работа ялтинской курортной отрасли претерпела заметные изменения, появились новинки в организации работы и даже, можно сказать, «ноу-хау». Результаты не заставили себя ждать – согласно официальным данным на Южном берегу Крыма наблюдается просто-таки рекордное увеличения количества неорганизованных отдыхающих. Более подробно об этом рассказала заместитель городского головы Елена Анатольевна Юрченко.– Елена Анатольевна, сейчас наступил пик летнего периода курортного сезона. Насколько успешно он проходит?
– Прежде всего мне бы хотелось рассказать о ялтинских особенностях летнего периода курортного сезона. Почему именно летнего периода? Потому что все мы - и жители города, и его руководство - стремимся к тому, чтобы территория Большой Ялты стала круглогодичным, востребованным и конкурентоспособным туристическим центром. А особенность нынешнего лета состоит не только в общем повышении количества гостей курорта на 15% по сравнению с прошлым годом, но и в том, что на 69% увеличилось число неорганизованных отдыхающих. Естественно, мы ожидали увеличения притока туристов, но такие цифры оказались для нас приятной неожиданностью. При этом рост числа отдыхающих – это еще и огромная ответственность, поскольку мы должны создать равно хорошие условия для всех: и для горожан, и для гостей Ялты. А вот количество организованных туристов в этом году приблизительно равно прошлогодним показателям. При этом еще в феврале текущего года было заявлено о конкурсе на разработку альтернативной системы подсчета отдыхающих. Точно такой же конкурс объявил и Совет министров Крыма. Я думаю, что к следующему лету мы подойдем с более объективной системой оценки и подсчета наших туристов.
– Подводить итоги пока рано, но тем не менее удалось ли Ялте увеличить поступления от туристического сбора? И как выглядит наш город на фоне других крымских регионов?
– Пока мы подвели только предварительные итоги. На днях состоялось заедание Совета министров АРК, на котором был представлен анализ поступления налоговых платежей от курортных регионов за первое полугодие 2011 года. Согласно ему, из 11 курортных территорий Крыма именно Ялта заняла первое место, собрав 566 тыс. грн. туристического сбора. Я думаю, что это закономерный результат очень серьезной, сложной и продуманной работы команды городской власти, налоговой инспекции и других соответствующих органов. А вот следующей, согласно данным Совмина, за нами идет Евпатория с показателем 210,5 тыс. грн. Но план турсбора по итогам года составляет 1,2 млн. грн Пока что трудно сказать, достигнет ли Ялта этой цифры. Хотя опять же, я достаточно критично отношусь к любым показателям, ведь когда устанавливалась примерно ожидаемая сумма туристического сбора в 1,2 млн. грн., никто еще не знал и не понимал, каков же будет механизм его взимания, поскольку он не прописан в Налоговом кодексе. А в итоге Ялта оказалась лидером, пионером в разработке этого механизма, который, кстати сказать, даже на сегодняшний день достаточно далек от совершенства – в нем еще много «белых пятен». Но, в общем, система работает, и результатом этой работы является то, что Ялта стала первой по количеству собранного туристического сбора в Крыму.
– Насколько удачным, на ваш взгляд, получился ялтинский проект «Гостевая карта» и как он работает?
– «Гостевая карта» работает. И дает как раз тот результат, о котором я только что рассказала – рост туристического сбора и увеличение количества неорганизованных отдыхающих. На эти два показателя проект и был рассчитан. Кстати, именно они и доказывают нам, что город находится на совершенно верном и правильном пути. «Гостевая карта» помогает Ялте в вопросах механизма взимания туристического сбора и, самое главное, позволяет городским властям создать максимально благоприятные и комфортные условия для наших отдыхающих.
– На презентации проекта «Гостевой карты» было заявлено, что ее партнерами по Большой Ялте стали около 130 предприятий. Увеличивается ли их число?
– Из проекта не ушел никто. Постоянно увеличивается количество кафе и различных пляжных зон, которые к нему присоединяются. При этом средний процент скидки «Гостевой карты» составляет 10 %, а это достаточно прилично. Я очень благодарна нашим партнерам, они стараются, работают и тем самым помогают городу. Могу сказать точно: к следующему летнему периоду курортного сезона мы проведем анализ работы всех партнеров проекта и, если в этом году перед нами стояла задача максимально широко раскрыть свои двери и пригласить в проект абсолютно всех, то в следующем году участниками и партнерами «Гостевой карты» должны стать представители инфраструктуры Большой Ялты с высоким уровнем сервиса и качества обслуживания. Так что в скором будущем за возможность стать партнерами проекта еще будет идти борьба.
– Сегодня доступность пляжей – это заслуга прежде всего крымских и ялтинских властей. Настолько ли все безоблачно в этом вопросе и действительно ли жители и гости Ялты могут бесплатно посещать пляжи?
– Я думаю, что нынешний сезон – пока только попытка разворошить это «осиное гнездо». Очень радует, что в Большой Ялте есть руководители, которые идут нам навстречу и однозначно открывают свои пляжные зоны. Но и здесь опять-таки много «белых пятен». Я думаю, что к этой проблеме нельзя подходить однозначно – так, как нам порекомендовало Министерство курортов и туризма. Я как педагог привыкла работать в рамках личностно-ориентированной педагогики. Если у нас есть категория отдыхающих, которые хотят отдыхать на суперуровне и за достаточно высокую оплату, почему мы не должны удовлетворять их потребности? С другой стороны – отдыхающие, которые добираются к нам на велосипедах. У них нет таких больших возможностей, но это все равно наши гости. Так что задача городских властей - создать и им благоприятные условия для отдыха. Поэтому, я полагаю, что наша задача - не просто выполнять постановления Совета министров о доступности пляжей, а создать равные и доступные условия для любой категории отдыхающих и ялтинцев.