Первым владельцем земель, на которых позднее разрослось имение «Ливадия», был национальный герой Греции, уроженец греческой Ливадии Ламброс Кацонис. За поддержку действий Черноморского флота в Средиземном море во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов он получил в Крыму от Екатерины II, в числе прочих 20 тысяч десятин, участок горного леса на морском берегу, который и назвал именем своего родного города. «За усердие и заслуги» отважный грек был внесен в родословную книгу Таврического дворянства, получил звание полковника и орден св. Георгия 4-й степени.
После присоединения Крыма к России в 1783 году границы империи переместились на берега Черного моря. Для охраны их крымского участка императрица Екатерина II пригласила, по совету князя Потемкина, архипелажских греков. Батальон под командованием Феодосия Ревелиоти обосновался в Балаклаве. По совету Потемкина, Екатерина II жаловала землей наемных офицеров и даже солдат: пускай защищают и свою собственность. Но многие из военных не знали, что им делать с этими участками, и продавали землю своему командиру. Скоро Феодосий Дмитриевич Ревелиоти стал крупнейшим землевладельцем на Южном берегу Крыма. В 1834 году польский магнат Лев Северинович Потоцкий купил у него большой участок земли (225 десятин) под горой Могаби. Граф распорядился построить здесь двухэтажный деревянный дворец и создать парк на площади сорок десятин.
В 1860 году граф Потоцкий скончался, оставив Ливадию в наследство двум своим дочерям. Сестры Потоцкие продали имение удельному ведомству, «чтобы сделать приятное Императору», и новой хозяйкой Ливадии стала супруга Александра II императрица Мария Александровна. Слабая здоровьем, императрица отныне не нуждалась в поездках на заграничные курорты, предпочитая по полгода любоваться горами над Ялтой, морем и веселой зеленью молодого Ливадийского парка.
Новые владельцы Ливадии впервые прибыли в Крым в августе 1861 года, и оказалось, что дворец не может вместить ни многочисленное семейство царя, ни его свиту. Придворному архитектору Ипполиту Монигетти был дан заказ увеличить площадь основного здания и благоустроить имение. Архитектор великолепно справился с этим заданием, реконструировав Большой дворец и построив дом для свиты, для садовника, дворцовую Крестовоздвиженскую церковь, новую кухню, конюшни — всего больше 70 зданий разного назначения. Рядом с Большим дворцом появился Малый, для наследника, а парк, заботу о котором возложили на садовника К. Геккеля, украсили фонтаны, скульптуры, беседки.
С 1868 года семья Александра II стала приезжать на Южный берег каждую осень. С утра чета гуляла по парку, пешком или верхами спускалась к морю, навещала соседнюю Ореанду, где отдыхал со своей семьей брат императора Константин Николаевич. После обеда закладывали экипаж и отправлялись кататься. Вечера проводили в кругу семьи, музицировали, читали вслух, принимали гостей. У императора бывали поэт П. Вяземский, художник И. Айвазовский, путешественник Н. Миклухо-Маклай.
(материалы любезно предоставлены сотрудниками Ливадийского дворца-музея)
(Продолжение следует)