Несмотря на то, что 96-97 процентов населения платит исправно, суммарный долг потребителей составляет около 10 миллионов гривен.
В мае оплата населением составила 116 процентов. Это значит, что многие потребители погасили старые долги.
—Погасить долг можно, заключив договор рассрочки (реструктуризации) и ежемесячно выполнять обязательства по оплате долга, прописанные в нем, — рассказывает начальник абонентского отдела Наталия Гнедич.
С одной стороны, это удобно, так как дает гарантию того, что человек, хоть и постепенно, но оплатит долг и не придется прибегать к крайним мерам — к отключению. А с другой, предприятию нужно платить зарплату сотрудникам сейчас, а не через несколько месяцев. Кроме того, замену сетей, ремонт сооружений надо проводить согласно плана, закупить необходимые материалы, реагенты, оплатить электроэнергию и многое другое. На это требуются средства.
Для борьбы с должниками специалисты Водоканала разработали специальное устройство. С его помощью можно отключить конкретного абонента от системы канализации без входа в квартиру и таким образом лишить права абонента пользоваться водой. Устройство эффективно работает уже четыре года и применяется для отключения в многоэтажных домах. Отключение от системы водоснабжения или водоотведения происходит в том случае, когда потребителю неоднократно предлагали погасить долги или оформить договор рассрочки, но никакой реакции не последовало.
Уведомления об имеющейся задолженности и последующем отключении в случае неоплаты долга в указанные сроки вручается под роспись абоненту контролером водоканала, либо отправляется письмом с уведомлением.
Согласно ст.20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и п.30 «Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению», утвержденных постановлением КМУ от 21.07.05г. №630, потребитель обязан оплачивать жилищно-коммунальные услуги до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Согласно ст.526 Гражданского кодекса Украины, «обязательство должно исполняться надлежащим образом».
В случаях, когда долг потребителя не погашается, а помесячно увеличивается, Водоканал вынужден обращаться в суд с иском для принудительного взыскания задолженности, с отнесением всех судебных издержек за счёт должника. Только в первом полугодии 2011 года было взыскано в принудительном порядке 978,9 тыс. грн.. Решением судов по отношению к должникам:
удерживается задолженность за счёт всех видов доходов, в том числе заработной платы, пенсии и др.;
накладывается арест на имущество – квартиры, дома, автотранспорт (с 2007 по 1-е полугодие 2011 года наложено около 1000 арестов на движимое и недвижимое имущество должников);
запрещается выезд за пределы Украины (эта мера может применяться и без участия должников).
С 2007г. по 2011г. было вынесено 1688 судебных решений в отношении должников.
В прошлом году специалисты Водоканала провели 135 отключений, в этом году ежемесячный процент тех, к кому применяются крайние меры, растет. Повторное подключение стоит 270 гривен, плюс к этому абонент уплачивает сумму долга. Для сравнения стоит сказать, что подобная услуга в Харькове стоит более 300 гривен.
Самые большие потребители воды – крупные предприятия. Среди них есть должники – это тепловые организации, такие как «Крымтеплокоммунэнерго», «Ялтакурорттеплоэнерго». Кроме того, неплательщики – МЦД «Артек», ЛТД «Консоль», Ялтинский морской торговый порт, КП «Комбинат благоустройства». Долг этих предприятий составляет 95 процентов от общего количества задолженности всех предприятий Ялты.
Некоторые санатории, пансионаты оплачивают услуги с задержкой или в рассрочку. Весной они просят подождать до начала лета или даже до конца курортного сезона, после чего производят оплату.
— Всех должников мы предупреждаем в телефонном режиме, — говорит начальник отдела доходов Маргарита Лабунина. — Большинство бухгалтеров обещают: «Да, мы оплатим», но в течение нескольких дней оплата не поступает, мы опять звоним и напоминаем. Хотя по договору потребители обязаны оплатить счет в течение пяти банковских дней после получения уведомления. Если оплаты не было, на шестой день мы можем предъявить претензию на указанную сумму. Об отключении предприятия-должники предупреждаются за 5 дней.
Для исключения ошибок в расчетах по начислению за услуги необходимо раз в месяц передавать реальные показания водомера по телефонам автодозвона 27-57-35, 27-57-36 (телефоны указаны в расчетных книжках и работают круглосуточно), а предприятиям произвести сверку в отделе доходов (с понедельника по пятницу с 7-30 до 16-00, тел. 27-51-65). Своевременная оплата гарантирует потребителям регулярную подачу воды. Ведь качество услуг зависит от каждого из нас, поэтому надо не копить долги, а платить вовремя.