Высокий курортный сезон в летней столице Украины в самом разгаре. Естественно, что и жителей, и гостей Ялты сегодня беспокоит чистота улиц и комфортность проживания в городе. Поэтому о санитарном порядке на территории ЮБК, а также о задолженностях по оплате ЖКХ и нововведениях в этой сфере рассказал в прямом эфире радио «Ялтинский меридиан» заместитель городского головы Юрий Алексеевич Кириченко.– Юрий Алексеевич, как в Ялте обстоит ситуация с санитарной очисткой города?
– Несмотря на ряд проблем, имеющихся сегодня в жилищно-коммунальном хозяйстве, – это и долги по оплате услуг, и несвоевременное финансирование, – сотрудники КП «Комбинат благоустройства», фирмы «Альтфатер Крым» и работники жилищных организаций совместными усилиями удерживают на должном уровне санитарное состояние города и поселков. При этом в июне и июле Ялту неоднократно посещали различные высокопоставленные лица, которые очень хорошо отзывались о городе. Все они остались довольны посещением летней столицы Украины и выразили благодарность городским службам за хорошую работу. Кроме того, в последние годы мы привлекаем к работе по уборке Ялты студенческие отряды из Луганска, которые закрепляем за коммунальными предприятиями. В этом году первая смена ребят, состоящая из 100 человек, приехала к нам 26 июня. На мой взгляд, это очень правильный подход: ребята могут и помочь городу, и отдохнуть на море.
– Сегодня ялтинцев очень интересует нововведение по оплате мусора. Расскажите, пожалуйста, подробнее о данной услуге.
– Действительно, с 1 апреля введена отдельная услуга по вывозу мусора. К сожалению, сегодня только 40 % населения оплатили данную услугу. Поэтому мне бы отдельно хотелось поблагодарить тех ялтинцев, кто заключил договоры на вывоз мусора, а остальным – напомнить, что делать это необходимо всем. При этом стоимость данной услуги вполне доступна – в среднем 7 грн. с человека в месяц. Зато общий – суммарный доход от платежей позволит обеспечить качественный и бесперебойный вывоз мусора.
– А какие услуги входят в эти 7 гривен?
– В эту сумму входит ежедневный вывоз мусора от жилого фонда до перегрузочной станции. Хотелось бы напомнить, что сама перегрузка, транспортировка до свалки, которая находится в другом городе, и утилизация мусора дотируются из городского бюджета, а это колоссальная сумма – более 10 млн. грн. Так что 7 грн. – малая толика, которая решает проблему вывоза и утилизации мусора, только один из этапов длительного и затратного процесса. Что касается дворников, то с 1 июля они переведены из КП «Комбинат благоустройства» в состав РЭО, причем в составе новой квартплаты.
– В период активного курортного сезона количество мусора увеличивается. Насколько повысилась нагрузка в этом году?
– Все зависит от поступления отходов: это связано с количеством отдыхающих, уровнем торговли и местами массового скопления людей. Например, в центре Ялты мусор вывозится 4 раза в день – этого вполне достаточно для поддержания чистоты и порядка. Начиная с 5:30 утра набережная постоянно убирается и подметается. В 6:30 к уборке подключается первая смена студентов, которая работает до 13:30. А с 14 часов выходит вторая смена ребят, которая работает до 21 часа.
– К сожалению, в Ялте много должников по оплате жилищно-коммунальных услуг. Расскажите, как сейчас обстоит ситуация с оплатой?
– Здесь показательнее всего будут цифры – они говорят сами за себя. Общая сумма долгов по водоканалу, горгазу, «Крымэнерго», тепловикам и квартплате составляет 63 млн. грн. В том числе водоканалу ялтинцы задолжали 13,5 млн. грн. – и это при том, что вода поступает в город бесперебойно. За газ задолжали 2,7 млн. грн., «Крымэнерго» – 15,8 млн. грн., тепловикам – почти 32 млн. грн, а трем ялтинским РЭО – более 3 млн. грн. При этом ялтинцы, естественно, хотят качественной и стабильной работы жилищно-коммунальных служб. Хотелось бы отметить, что вовремя и в полной мере услуги ЖКХ оплачивают в основном только наши пожилые жители. И за это им отдельное спасибо.
– Будут ли введены в Ялте какие-либо меры воздействия на злостных неплательщиков?
– Естественно. Сегодня около 10 – 15 % ялтинцев годами не оплачивают услуги ЖКХ. Это происходит по разным причинам и, как правило, не из-за финансовых проблем, а из-за халатности и неуважения к труду других людей. Для того, чтобы приучить злостных неплательщиков к порядку, в скором времени начнут работу коллекторские компании. Для взыскания задолженностей они будут привлекать должников к суду. При этом подобная мера, естественно, не коснется добросовестных плательщиков.
– А как будут воздействовать на неплательщиков до обращения в суд?
– Вывешивание списков должников и прочие подобные меры особых результатов не приносят, не говоря уже о том, что такие действия не очень корректны. Поэтому принято приглашать специалистов из коллекторских организаций Киева, которые имеют большой опыт работы с должниками и знают, как законно и юридически грамотно повлиять на злостного неплательщика. Специалисты будут предупреждать людей, разъяснять им ситуацию и убеждать их, если же эти меры не подействуют – они будут подавать иск в суд. Коллекторские организации обещают, что уже через месяц после заключения с ними договора будут видны определенные положительные результаты. Я очень надеюсь, что ялтинцы не будут доводить дело до судов и постараются вовремя оплачивать жилищно-коммунальные услуги.
– А появятся ли в Ялте какие-либо меры поощрения для добросовестных жителей, которые вовремя и в полной мере оплачивают услуги ЖКХ?
–Мы решили пойти путем столицы нашей страны. Так, в Киеве с 1 марта была внедрена система скидок для жителей за своевременную оплату жилищно-коммунальных услуг. В частности, они распространяются на квартплату, подачу холодной воды и отопление. Сейчас специальную систему скидок для добросовестных ялтинцев будут разрабатывать наши местные специалисты, затем она будет утверждена на заседании исполкома, и через 1-2 месяца механизм уже будет запущен в работу. Естественно, занизить экономически обоснованный тариф на услуги ЖКХ город не может, но в любом тарифе есть процент рентабельности. Например, в отношении квартплаты процент рентабельности составляет 5 % – этой суммой вполне можно пожертвовать в пользу добросовестного плательщика. В любом случае возможные скидки мы будем обсуждать совместно с предприятиями, а затем утверждать схему их работы на заседании исполкома.
– Когда в Ялте наладится подача горячей воды?
– Опять-таки вопрос заключается в долгах ялтинцев. На уровне ДК «Газ Украины» было принято решение, что подача газа возобновится только после минимальной – 70 %-ной оплаты платежей. Сегодня оплата жителей позволяет содержать только одну котельную, которая обеспечивает работу городской бани.
– Возможно, в сложившейся ситуации действительно проще создавать Объединения совладельцев многоквартирных домов?
– ОСМД – довольно тяжелый процесс, но очень выгодный – он позволяет жильцам становиться хозяевами своего дома. Сегодня по Большой Ялте уже создано более 280 ОСМД – примерно 10% от всего жилого фонда, из которых 160 объединений находятся в Ялте. Напомню, что введение ОСМД полностью поддерживает и поощряет правительство Украины. При этом, чтобы стимулировать людей на создание Объединений совладельцев многоквартирных домов, приоритет в получении средств из госбюджета на капитальный ремонт домов, лифтов и кровель, а также приобретение счетчиков будет отдаваться именно ОСМД. Хотелось бы отметить, что содержание ОСМД будет обходиться жильцам намного дешевле, поскольку ОСМД будет убирать дом самостоятельно и квартплата, которую соберут с жильцов, будет напрямую тратиться ОСМД. Жители смогут сами находить себе работников, возможно даже одного мастера, который будет убирать, чинить, делать мелкий ремонт и т. д. Таким образом, общество совладельцев многоквартирных домов будет тратить средства не на РЭО, а на работу одного – двух мастеров.
– Как обстоит ситуация со строительством нового кладбища?
– На данном этапе все еще продолжаются суды с жителями микрорайона Васильевка. При этом документация на новое кладбище успешно прошла все возможные экспертизы, а финансирование проекта уже предусмотрено в местном бюджете. Так что после завершения судов город приступит к строительным работам.
Вопросы жителей:
– Юрий Алексеевич, почему с жильцов регулярно берут деньги за чистку вентиляции в домах, которую еще ни разу не проводили? А ведь 40 грн. довольно большая сумма!
– Все подобные работы проводятся бесплатно! Поэтому жителям необходимо напрямую разговаривать с начальником или мастером РЭО, а не со специалистами, которые не знают себе цены.
– Почему в РЭО-1 за мусор берут не 7 грн., а 7,55?
– В нашей беседе я назвал среднюю сумму – 7 грн. В целом же стоимость вывоза мусора варьируется в зависимости от типа дома. Таким образом, она может колебаться от 6,04 до 7,70 грн. При этом все тарифы утверждены решением Ялтинского исполкома и доведены через средства массовой информации до населения.
– Почему дворников из «Комбината благоустройства» переводят в РЭО?
– Основная причина заключается в том, что данная услуга долгое время дотировалась из бюджета города. Однако в этом году в связи с тем, что нынешний бюджет не выдерживает такой нагрузки, было принято решение с 1 апреля снять дотирование вывоза мусора, а с 1 июля – дотирование работы дворников, которых перевели в квартплату.
– Жилищно-коммунальные услуги обходятся довольно дорого, многим их оплата просто не по карману. Как поступать в таком случае?
– Оплачивать услуги ЖКХ действительно надо, но если ваши доходы не выдерживают нагрузки – обязательно обращайтесь в службу субсидий. Если совокупные жилищно-коммунальные услуги, за исключением домашнего телефона и кабельного телевидения, в сумме превышают 15 % от совокупного дохода семьи, а для льготников – 10 % от совокупного дохода семьи, то вы смело можете обращаться за субсидиями. В таком случае вам будет помогать оплачивать услуги ЖКХ государство.
– Дети, приехавшие в Ялту для уборки города, не работают, а сидят на лавочках. Зачем городу такие помощники?
– Я не совсем согласен с такими выводами. Посмотрите, ребята работают не только на набережной или Пушкинской улице, где есть лавочки, но и по всему городу и даже на трассе. Эффект от их работы есть, и значительный. К тому же, детям, естественно, необходим отдых, поскольку они работают практически без выходных, причем и в субботу, и в воскресенье.
– Что такое домовые книги сегодня? И продолжают ли они действовать?
– Домовая книга не является правоустанавливающим документом. Подтверждением о том, кто прописан в квартире или доме, считается справка из РЭО, которую можно получить по месту жительства. С ней вы смело можете идти в любую службу или организацию.
В завершение беседы Юрий Алексеевич пожелал ялтинцам и гостям города быть вежливыми, уважать и ценить труд работников жилищно-коммунальных предприятий. И в свою очередь пообещал делать все, чтобы Ялта всегда оставалась чистым и красивым городом, который бы постоянно радовал не только наших гостей, но и местных жителей.