Для кого-то Ливадийский дворец-музей – это прежде всего место, где были приняты эпохальные решения и достигнуты договоренности, определившие послевоенное устройство мира. А для кого-то он интересен в первую очередь как дом, который построил и в котором жил последний российский император Николай II.
Не так давно в этом доме появилась новая «хозяйка», в хорошем смысле этого слова. Весной 2011 года директором Ливадийского дворца-музея была назначена Светлана Ивановна Москаленко. За ее плечами - почти тридцатилетний стаж работы на руководящих постах в гуманитарной сфере. Решение переехать из Киева в Ялту далось нелегко, но, приняв решение, Светлана Ивановна с присущей ей последовательностью и упорством взялась за новое дело. О своем знакомстве с дворцом и планах новый директор рассказала «Южной газете».- Светлана Ивановна, какие аргументы стали для вас решающими, когда вы принимали решение возглавить Ливадийский дворец-музей?
- С одной стороны, было достаточно тяжело решиться на переезд. Но с другой стороны, работать на такую профессиональную команду, которую сейчас представляет крымское правительство, – очень почетно и достойно.Кроме того, последние десять лет я возглавляла учебный центр при ГНА Украины, процесс был систематизирован и налажен. Наверное, мне стало уже скучновато – захотелось интересной работы на результат. В Ливадийский дворец-музей я пришла, скорее всего, как кризис-менеджер.
- Какие черты характера руководителя вы считаете самыми главными?
- Самая главная черта руководителя – это чувство ответственности за свое дело. Если ты четко ставишь перед собой цель и понимаешь ответственность, которая на тебе лежит, значит, будет и результат.
- Что вы знали о Ливадийском дворце, когда приняли предложение его возглавить?
- Я бывала здесь раньше на экскурсиях, но, конечно, и предположить не могла, что когда-нибудь войду в эти залы как руководитель. Перед приездом в Ялту я подняла литературу, перечитала все, что нашла о Ливадийском дворце. И сейчас продолжаю пополнять свой багаж знаний об этом уникальном месте – постоянно общаюсь с нашими научными сотрудниками.
- А что вы сейчас читаете об истории Ливадии?
- Мне привезли из Москвы сборник фотодокументов с комментариями американского фотокорреспондента С. Гурария. Книга так и называется «Крымская конференция 1945 года».
- Ваше отношение к Ливадийскому дворцу изменилось?
- Да, и очень сильно. Сначала он меня даже немного страшил, но сейчас я его полюбила всей душой. Это - особенное место. Не зря люди, которые это понимают, сюда стремятся, и встреча с дворцом имеет для них огромное значение.
- Какое впечатление произвел на вас дворец, когда вы увидели его не глазами экскурсанта, а руководителя?
- Сначала у меня был шок и прежде всего - от санитарно-технического состояния. Уже некоторые журналисты написали, что директор Ливадийского дворца начала с того, что постирала шторы. Может быть, это звучит несколько странно, но нам действительно пришлось сначала постирать шторы, помыть окна, заменить ковровое покрытие, потому что этого не делали уже пять лет. За четыре месяца, которые я работаю, мне приятно, что многие отмечают перемены к лучшему, делают комплименты, что дворец преобразился.
Сам по себе Ливадийский дворец - очень замечательный и знаменательный. Это изюминка Крыма, которую нужно привести в порядок и правильно экспонировать.
- Но, наверное, вы пришли сюда не для того, чтобы стирать шторы, менять рамочки и паспорту?
- Конечно. После назначения, перед приездом в Ливадию, я за свой счет поехала в Лондон, чтобы посмотреть на работу музеев с мировым именем. Я почерпнула для себя много интересного и полезного, некоторые моменты планирую реализовать и в Ливадийском дворце. Например, мы уже начали шить фирменную одежду для нашего персонала. Это будут зеленые юбки, брюки, пиджаки, галстуки и белые блузки. На пиджаках и блузках будет вышит фирменный знак Ливадийского дворца и прикреплен бэйдж с именем и должностью сотрудника. Я считаю, что это не просто красиво, но и показатель достойного уровня музея. Кроме того, мы заказали проект специального информационного стенда, на котором будет размещена вся информации о музее, экспозициях, выставках, будут продаваться буклеты и другая полиграфическая продукция о Ливадийском дворце.
Мы уже начали процедуру оформления авторского права на изображение дворца и основных его экспозиций. Сейчас изображение Ливадийского дворца используют все кому не лень. Так быть не должно. Это собственность дворца – музея, а кто захочет им воспользоваться, должен получить для этого соответствующее разрешение.
- Каким бы вы хотели видеть Ливадийский дворец-музей?
- Мне хотелось бы сделать более интересными и разнообразными основные экспозиции Ливадийского дворца. К сожалению, на втором этаже, где представлен быт Романовых в Ливадии, слишком мало экспонатов и подлинных вещей – сказалось военное и послевоенное время, когда многие их них были вывезены в неизвестном направлении. Но кое-что и осталось. Я уже осмотрела наше хранилище. Например, там есть императорский шкаф и другие оригинальные экспонаты, которые можно отреставрировать и сделать настоящую императорскую спальню. Мне рассказали научные сотрудники, что четыре года назад в Одессе на аукционе появилась кровать, которую с большой долей вероятности можно назвать императорской, но пока собирали необходимые документы, ее кто-то купил. Но мы постараемся восстановить эту кровать заново, и она тоже займет достойное место в императорской спальне.
У нас не просто музей, у нас дом – музей, и надо стремиться как можно точнее передать обстановку и атмосферу императорского дома.
Недавно к нам приезжала княгиня Мария Романова – наследница семьи Романовых. Мы сделали ей сюрприз: показали фотографию, на которой запечатлен на фоне Ливадийского дворца император Николай II и ее дед. Она тут же его узнала и воскликнула: «Это же мой дедушка!»
Большой интерес туристов из европейских стран вызывает Крымская конференция 1945 года. Мне очень хочется сделать эту экспозицию более современной и интересной, тем более, что достижения научно – технического прогресса это позволяют. В наших планах - переложить экскурсию, посвященную Крымской конференции, на мультимедийный показ. Представьте: заходишь в вестибюль, перед тобой весит карта мира, на которой наглядно демонстрируется, как происходил передел мира, как менялись границы. Мы связались с московским видеоархивом, и сейчас для нас подбирают хронику, связанную с событиями 1945 года в Ливадии. Мы планируем показывать эти кадры во время экскурсии, а современные технологии помогут нам создать эффект присутствия, окунуться в атмосферу того времени.
- Как быстро эти идеи будут воплощены в жизнь?
- Пока все на стадии технического задания. Проект не из дешевых и потребует не один миллион гривен. Но если мы сумеем все красиво и правильно изложить, то можно надеяться на помощь из республиканского бюджета. Но даже если не будет финансовой поддержки извне, мы постараемся реализовать задуманное своими силами поэтапно за несколько лет.
- Как вы можете прокомментировать сообщения в Интернете о возможном переподчинении Ливадийского дворца из министерства культуры республиканскому комитету по охране культурного наследия?
- Я не знаю, кто об этом говорит. Никто никуда Ливадийский дворец не собирается передавать.
- Прокомментируйте, пожалуйста, еще одну цитату: «В Ливадийском дворце сокращают научных сотрудников».
- Без научной работы музей не может существовать, тем более такой, как Ливадийский дворец. Подобные разговоры, возможно, связаны с моим желанием изменить структуру самого учреждения «Ливадийский дворец-музей». Я поняла, что начала это делать немного резковато, и приостановила приказ. Однако за эти четыре месяца, мне кажется, я смогла определить место каждого сотрудника дворца в новой структуре, и в ближайшее время мы ее представим.
- В чем ее принципиальное отличие?
- Прежняя структура была рассчитана на пять заместителей директора. Я считаю, что в такой ситуации руководитель теряет контроль за работой учреждения. У меня есть два зама, и этого вполне достаточно.
В каком режиме работает дворец?
- Каждый день, кроме среды, с 10 до 18 работает основная экспозиция дворца. С 11 до 19 - вторая экспозиция, которую мы открыли только в этом году: Итальянский дворик – Кресто-воздвиженская церковь и малые архитектурные формы вокруг дворца. Таким образом, мы разгрузили основную экспозицию и продлили время работы музея. В будущем дворец будет открыт до 21 часа.Автор: Беседовала Яна Коваленко