На прошлой неделе медиапространство Украины, да и всего СНГ, всколыхнула появившаяся сначала в одной из крымских газет, а затем растиражированная многими информагентствами информация о пропаже из фондов известнейшего Воронцовского дворца антикварного серебряного столового сервиза и уникальной коллекции книг XVIII-XIX веков. Общая стоимость утраченного оценивалась авторами скандальной публикации в многие миллионы долларов.Естественно, на руководство и коллектив дворца сразу же посыпались негативные комментарии возмущенных жителей и туристов, обвинения в халатности, мошенничестве и многих других преступлениях. Однако неписаный кодекс журналиста призывает всегда во всем сомневаться – и «Южная газета» решила самостоятельно проверить «горячую» информацию. Тем более, что в обличающей статье не хватало многих пунктов, без которых публикация не может считаться абсолютно объективной – столь серьезные факты, приведенные в статье, не подкреплены копиями документов, а информация подана со слов бывшего сотрудника дворца-музея, причем комментариев директора или же нынешних работников нет в принципе.
Мы связались с руководителем Воронцовского дворца Константином Касперовичем, который прокомментировал сложившуюся неприятную ситуацию.
- Эта история не нова, подобные публикации были и ранее, еще в 2008-2010 годах, причем их тексты нам известны практически наизусть, так как из раза в раз повторяются. Правда, в этой статье есть и свежие моменты. С какой целью это все делается? В 2006 году инженер второй категории Тимофеев, со слов которого журналисты газеты делают столь шокирующие граждан выводы, уволился от нас по собственному желанию. После чего пытался восстановиться в должности через суды, в чем ему было отказано по всем инстанциям – ведь человека не увольняли, он ушел самостоятельно. Кстати, он никогда не был у нас главным инженером, как указано в статье.
После этого Тимофеев стал писать в различные инстанции, публиковать материалы в СМИ якобы о нарушениях в работе дворца. Нас, естественно, завалили проверками из различных госструктур, которые, кстати, ничего подобного здесь не обнаружили, иначе мы бы уже здесь с вами не разговаривали. Последние две большие комиссии у нас были год назад – специалисты из Харькова дали заключение, что следов подделок и фальсификаций на картинах в музее нет, о чем Тимофеев неоднократно писал ранее.
Далее – обвинение в покупке дворцом поливочного шланга по цене 2600 грн. за один метр. Я не знаю, что за документ приводит редакция – на нем нет ни печати, ни подписи, все это можно изготовить на компьютере. У нас же есть информация по бухучету, где четко расписано, сколько метров шланга мы приобрели за последние годы – цифра в 1001 метр, которая фигурирует в статье, есть лишь в документе за 2008 год и стоит он там 4 грн. за метр.
Новое в обвинениях Тимофеева – «похищение» из дворца серебряного сервиза весом в 25 кг на 2,5 млн. долларов. Могу сказать лишь одно – все драгметаллы в музее учитываются, ведется статистический отчет за все годы. Причем взвешиванием всех предметов и определением точного веса чистого серебра занимаемся не мы, а Пробирная палата Министерства финансов Украины. Так вот, у нас никогда в наличии не было более 18 кг 605 г серебряных изделий. Откуда цифра в 25 килограммов? Я теряюсь в догадках, хотя из головы взять можно что угодно.
Нас неоднократно проверяли ОБЭП, УБОП, прокуратура, СБУ – по информации Тимофеева о гостинице в подвале дворца, о проведении свадеб в залах музея и т.д. По всем этим фактам у меня лежит целая папка документов «Отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления».
Естественно, мы не могли не взять комментарии и у работников библиотеки дворца, которые в статье обвиняются в разбазаривании уникальных книжных фондов.
Марина Линькова, заместитель директора по научной работе, и Елена Филатова, старший научный сотрудник мемориальной библиотеки:
- По последней сверке 2009 года у нас 10300 книг – это единственно верная цифра в этой статье. А вот то, что на 2010 год их осталось всего шесть тысяч – это уже манипуляция фактами. Действительно, в нашей библиотеке 6 тыс. воронцовских книг, с его экслибрисами, остальная же часть – из имений других помещиков ЮБК. Дело в том, что с 1921 года, когда здесь был создан музей, к нам стали свозить книги из реквизированных советской властью дворцов – Мальцова, Голицыных, Шереметьевых…
За все время своей работы Тимофеев бывал в этой библиотеке всего один раз и то пару минут – это не входило в его служебные обязанности. Как он может судить о количестве и состоянии наших фондов? На каком основании он обвиняет нас, хранителей библиотеки с огромным музейным стажем, в ненадлежащем исполнении обязанностей?
За последние три года у нас было три проверки по предыдущим подобным клеветническим публикациям. Абсолютно никаких претензий не возникало ни по количеству томов, ни по их состоянию. Мы, наоборот, стараемся развивать библиотеку – нам граждане несут книги до 1917 года, доверяют нам их сохранность. Кроме того, мы уже начали оборудовать фонды специальной системой контроля влажности и температуры воздуха.
Оставляем право делать выводы и поддерживать ту или иную сторону конфликта читателям. От себя же добавим лишь, что в день, когда писались интервью с сотрудниками Воронцовского дворца, там прошло собрание профсоюзного коллектива музея (присутствовало более ста человек), на котором были резко осуждены подобные, порочащие честь и достоинство коллектива публикации и единогласно решено подать в суд иск об опровержении недостоверной информации редакцией газеты, а также просить президента Украины Виктора Януковича и ЮНЕСКО о защите этого исторического памятника.
Комментарий мэра Алупки Виктора Толстонога:
- Я новый человек в этом городе и еще не могу судить о возможных нарушениях в деятельности дворца, это должны делать соответствующие службы. Но сегодня Василий Георгиевич Джарты сосредоточил большое внимание на возрождении Алупки как города-курорта, на возрождении парка Воронцовского дворца. Мы в свою очередь приложим все усилия, чтобы развивать его для будущих поколений.
Директор дворца ко мне за помощью не обращался. Думаю, если будет потребность, то он выйдет к руководству Алупки с такой просьбой. Мы, городской совет и исполнительный комитет, приложим все усилия, чтобы сохранить этот уникальный дворцово-парковый комплекс, который пользуется огромной популярностью у жителей и гостей Алупки и является нашей визитной карточкой.Автор: Игорь Серегин