Представители всех сфер ЖКХ: руководители коммунальных предприятий, теплоснабжающих организаций, начальники РЭО собрались за круглым столом, чтобы обсудить проблему оплаты услуг населением. Как выяснилось, показатели в Ялте и поселках достаточно высокие. Примерно 95 процентов населения исправно платит за услуги. Тем не менее, в течение многих лет долг неплательщиков накапливался. Сегодня суммарная задолженность в городе по пяти показателям: вода, газ, электроэнергия, тепло, кварплата – 63 миллиона гривен. Заместитель городского головы Юрий Кириченко сказал, что вопреки распространенному мнению, долги за сроком давности никто не списывает.
— Даже если долгу больше трех лет, платежи будут взиматься в суде, — пригрозил неплательщикам заместитель мэра.
Кириченко также рассказал, что государство дало тепловикам Ялты 2,5 миллиона гривен для покрытия разницы в тарифах. Эта сумма частично погасила задолженность тепловых организаций перед ДК «Газ Украины».
Юрий Кириченко заявил, что возможно в ближайшем будущем в дома Ялты будет подаваться горячая вода. Правда, не постоянно, а по графику.
На встрече подняли вопрос о том, что в этом году стоит вопрос лимитов на тепло. Они не будут выдаваться до тех пор, пока теплоснабжающие организации на 70 процентов не рассчитаются за потребленный газ. Из трех организаций в Ялте такой процент имеет только одна, но только благодаря помощи госбюджета и местного бюджета.
—Учитывая такую ситуацию, непонятно — а начнем ли мы вообще отопительный сезон? – задал риторический вопрос Юрий Кириченко. — Думаю, что на ближайшее заседание исполнительного комитета мы будем выносить вопрос о привлечении коллекторских фирм по взысканию задолженности с населения. Некоторые организации в нашем городе уже имеют опыт сотрудничества с коллекторскими фирмами, что позволило добиться погашения долгов. Но все должны понимать, что если человек не смог в каком-то месяце заплатить, но собирается в следующем погасить долг – к нему не придут сотрудники коллекторской фирмы, потому что они будут работать только со злостными неплательщиками.
Сергей Репкин, председатель депутатской комиссии по социальной защите населения, предложил такой вариант: чтобы люди могли получить скидку на услуги ЖКХ, если будут платить наперед. Соответственно, должники будут платить больше. По мнению депутата, такая система будет стимулировать людей к предоплате, например, в конце курортного сезона перед зимой.
Юрий Кириченко на предложение Сергея Репкина ответил, что такой опыт есть в Киеве, ялтинские коммунальщики сейчас его изучают и, скорее всего, будут применять. Кроме того, Сергея Репкина интересовал вопрос, как же обстоит дело с субсидированием?
—Очень часто ко мне на прием приходит одна из пенсионерок и плачет, говорит, что у нее пенсия 800 гривен, а заплатить за коммунальные услуги ей надо 400. Я ей говорю: «Милая бабушка, да вы не должны платить больше, чем 10 процентов, то есть 80 гривен за все услуги ЖКХ. Обращайтесь за субсидией!» Почти каждый пожилой человек начинает рассказывать, что оформление субсидии – это очень сложно и самостоятельно он с этим справиться не может.
—Процесс оформления субсидий сегодня очень прост, — говорит начальник управления труда и соцзащиты Анатолий Шамугия. – Для того, чтобы назначить жилищную субсидию, надо подать всего два документа: заявление и декларацию о доходах. Всю остальную работу выполняет управление труда и соцзащиты вместе с коммунальными предприятиями. С начала 2011 года субсидиями воспользовались 907 семей, при этом мы начислили субсидии на 748 тысяч гривен. В прошлом году пенсионный фонд разослал 27 тысячам пенсионеров Ялты заявления с образцами. В каждом письме было подробно описано, что и как заполнять, кроме того, были вложены конверты для обратного отправления. То есть, человеку нужно было всего лишь по образцу заполнить документ, вложить в конверт и отправить. Мы обратно получили всего три тысячи писем, то есть двадцать четыре тысячи пенсионеров проигнорировали предложение о субсидии.
На круглом столе затронули вопрос и об Указе Президента Украины о том, чтобы во всей стране были единые тарифы на ЖКХ. Но коммунальщики объяснили, что это невозможно, так как в каждом городе разное состояние сетей, разная система. Например, в Ялте вода – из горных источников, а в том же Луганске надо насосами качать воду из-под земли. Различное оборудование, система фильтрации и так далее – все это формирует тариф.
По итогам встречи участники круглого стола приняли резолюцию, в которой РЭО рекомендовали заключить договоры с населением по факту и качеству предоставленных услуг. А для всех организаций открытым остается вопрос о создании единого центра оплаты коммунальных услуг.