90 лет назад на европейской части России закончилась Гражданская война. Символом этого окончания стала эвакуация из Крыма в ноябре 1920 года Русской армии генерала барона П. Н. Врангеля. Из Севастополя, Керчи, Феодосии и Ялты на 132 кораблях с полуострова ушли около 150 тысяч человек. Так начался «великий исход русских за рубеж».
Выставка, посвященная И. С. Шмелёву, в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына в МосквеСергей СардыкоВ память об этих трагических событиях в Ялте состоялись панихида в храме святого благоверного князя Александра Невского и крестный ход по набережной к часовне Новомучеников и Исповедников российских. А в Москве прошел «круглый стол» на тему «Окончание Гражданской войны в России и судьбы русской эмиграции».
Вице-президент Фонда Андрея Первозванного Михаил Якушев призвал изучать конфликт Гражданской войны, не становясь на позицию одной стороны.
По словам епископа Женевского и Западноевропейского Михаила, у нас долго не было понимания, что русское общество — одно, будь то за рубежом или в России. С этим пониманием нужно по-новому рассматривать историю. До этого русские в зарубежье считали, что Россия — это мы. В Советском Союзе историки и политики говорили, что России нет, а есть только новая общность и новый период истории — СССР.
Историк Сергей Волков напомнил, что смута и гражданские войны — атрибут не только российской истории, но это было во многих странах мира. Однако то, с чем столкнулась историческая Россия 90 лет назад, — дело довольно необычное. С одной стороны, война была гражданская, т. к. противостояли подданные одной империи, с другой стороны, она отличалась от гражданских войн в Испании: испанцы воевали за то, кто будет королем, но не сомневались, что должна быть Испания во главе с королем. В Англии воевали из-за того, будет ли править король или парламент, но не сомневались, что на карте должна быть Англия. В России же стоял вопрос о том, быть ли российской государственности или заменить ее на что-то другое. И только когда стало очевидно, что мировой революции в ближайшие годы не будет, пришлось создавать государственное устройство, но не было оставлено богоборчество.
Директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников считает, что сила и предназначение русского народа заключались в служении Божьей правде. Именно поэтому Российская империя многие столетия была так притягательна для других народов, именно поэтому под скипетром русского царя соглашались жить мусульмане, буддисты, иудеи и даже язычники.
Однако в феврале 1917 года русский народ (прежде всего его городская, «образованная» часть) вместо воли Божьей стал руководствоваться своей волей, стремиться не к духовному совершенствованию, а к материальному благополучию, ради которого стали считаться возможными насилия и убийства. И что поразительно, как только русский народ предал Бога, от него отвернулись все остальные народы, которые стали обвинять русских во всех своих бедах, а вместо материального благополучия наступило время жуткой нищеты и голода.
В осмыслении трагических страниц нашей истории огромную роль играет историческая и художественная литература, например, «Очерки русской смуты» А. И. Деникина, «Жертвы Ялты» графа Н. Д. Толстого-Милославского, «Красный террор в России» С. П. Мельгунова.
Войска Южного фронта красных ворвались в Ялту в ноябре 1920 года. В книге Александра и Вячеслава Зарубиных «Без победителей: из истории Гражданской войны в Крыму» приводится случай, когда московский миллионер Титов, находившийся в Ялте, был убит за слова «хулиганам я не даю» — у него потребовали пожертвование. В «Солнце мертвых» Ивана Шмелёва рассказано о жуткой судьбе остатков Добровольческой армии и мирного населения: «Убили в Ялте древнюю старуху? Убили. Идти не могла (вели к оврагу на расстрел) — прикладами толкали — пойдешь!.. И глубокого старика убили, но тот шел гордо. А за что старуху? А портрет покойного мужа на столе держала, — генерала, что русскую крепость защищал от немцев. За то самое и убили…». Интернационалисты Бэла Куна топили людей в море с выдумкой, развлекаясь: привязывали к ногам груз и сталкивали с ялтинского мола, наблюдая, как человек под водой беспомощно машет руками. Только на вилле Фролова-Багреева (ныне Багреевка, выше кладбища по дороге на Учан-Су) с декабря 1920-го по март 1921 года были расстреляны больше 6000 человек.
Вспоминая уроки истории, хочется, чтобы в нашей сегодняшней жизни достойное место заняли великие постулаты российского просвещенного консерватизма: «Бог, Отечество, семья».
sard1@ukr.net. Тел. +7 915 1679235