С каждым годом становится всё меньше людей, беззаветно преданных своей работе. Я не говорю о роде занятий, хотя настоящих профи в своем деле тоже найти нелегко. Многие ли сейчас готовы посвятить себя, свое время, талант, жизнь, если хотите, одному - единственному месту работы, одной фирме или предприятию, чтобы проработать там до пенсии, а потом с нежностью в голосе рассказывать о «родном» коллективе внукам? Сегодня не модно быть преданными, ответственными и по-хорошему самозабвенными. Может быть, поэтому мы так часто меняем супругов, города и профессии, уходим туда, где больше платят.А вот люди старой закалки не привыкли жизнь разменивать по мелочам. Главным для них было найти то самое СВОЕ место и держаться за него. Как никто другой о преданности своему делу может рассказать Станислав Феликсович Козик, 47 лет проработавший в ялтинском пансионате с лечением «Донбасс».
Начало пути
Но давайте начнем сначала, ведь чтобы лучше понять человека, нужно заглянуть в его детство. Станислав Козик родился в Хмельницкой области. Ему было только семь лет, когда началась война. Он помнит бомбежки, не в меру суровые зимы и съедающий изнутри голод. Во многом благодаря детской изобретательности маленький Слава выжил, а вот его отец с фронта так и не вернулся.
В 1947 году парня забрал к себе дядя, который жил в Алупке. Позже Станислав уже с женой много лет подряд будет ездить к матери в село Красиловская Слободка, а вместе с ней и братом - в маленькую деревеньку Клитень, к памятнику погибшим воинам, где высечено имя его отца.
В 50- х годах случилось событие, полностью перевернувшее жизнь Станислава Козика. Парень поступил в Ялтинскую школу водителей (на «Спартаке», в районе городской поликлиники). Это была единственная в то время автошкола в Ялте – для того, чтобы получить удостоверение шофера третьего класса, требовалось 9 месяцев обучения. Тогда Станислав твердо решил стать водителем – работа престижная, а главное - интересная. Но вот незадача: с приобретенным им классом можно было сколько угодно кататься на личном транспорте, а вот чтобы стать профессиональным водителем Южного берега Крыма, нужно было либо получить класс повыше, либо пройти трехлетнюю стажировку на менее горных и крутых трассах! И это тогда, когда машин на дорогах было в сотню раз меньше, чем сейчас! Стоило бы сохранить сие правило и до наших дней – может, и аварий было бы меньше.
Знакомства на века
После попытки обосноваться в Севастополе и 3, 5 лет службы в армии, где парень получил водительское удостоверение уже второго класса, Станислав всё-таки вернулся в Алупку. Там он и познакомился с будущей супругой, Инной Валентиновной. В следующем году пара отметит 55 лет совместной жизни.
Сначала Станислав Феликсович работал в Ливадии на автобазе 11062, потом в пансионате «Мисхор». В санаторий «Донбасс» водитель попал, так сказать, за компанию: бывший директор «Мисхора» Лев Петрович Скугоров, которого назначили руководителем новой здравницы, 3 марта 1964 года переманил перспективного юношу к себе. С тех пор Станислав Козик стал работать в «Донбассе». За это время пансионат поменял целых 9 директоров. Не раз его приглашали в более выгодные, «хлебные» места работы – не пошел, «Донбасс» с его дружным коллективом и понимающим руководством устраивал его на все сто.
В здравнице Станислав Козик прошел дорогу от водителя до заведующего гаражом. 15 лет из 47 был личным водителем: возил директоров, правительство Украины.
Между прочим, Станислав Феликсович может похвастаться и личным знакомством с действующим Президентом Виктором Федоровичем Януковичем, который в то время занимал должность директора центральной автобазы министерства угольной промышленности Украины. Каждый месяц Станислав Козик в качестве снабженца ездил в министерство, к которому была прикреплена здравница, - отвозил отчеты, получал запчасти и топливо. Виктора Федоровича он описывает как человека дружелюбного и добросовестного.
Любовь к машинам наследуема
Тогда «Донбасс» был одной из самых крупных и престижных здравниц в Крыму, где круглый год отдыхало до 1, 5 тыс. человек. После реконструкции количество номеров, увеличившись по площади, по количеству сократилось вдвое, а число водителей - с 18 до 7.
- За время работы водителем у меня было много машин, но больше всего запомнилась 21-я «Волга», - признался образцовый работник. - Такие стоили по 500 тысяч рублей – лучшего легкового транспорта просто не было. Последние 15 лет в «Донбассе» машину я не водил. В завгары меня подрядил начальник Валентин Агеев. В то время я уже помогал ему решать некоторые производственные дела. Как-то раз я вернулся из рабочей поездки, он мне и заявил: все, мол, хватит – ты мне здесь нужен, давай ищи себе замену и переходи в завгары. Я согласился.
Служебную машину пришлось оставить, но свою Станислав Феликсович водить не перестал.
– Мне нравилось ощущение дороги, свобода, которую она дает. Я и сына научил водить, и внука, у которого любовь к машинам стала проявляться еще с пяти лет. Это наследственное. Скоро, я думаю, и правнук машиной обзаведется .
С любимой работы Станиславу Козику всё же пришлось уйти – серьезно заболела
жена, нуждавшаяся в постоянном уходе. Но и на пенсии Станислав Феликсович не может без своего пансионата.
- Да ему целыми днями звонят из гаража – спрашивают советов, просят прийти, - жалуется Инна Валентиновна. – Ну не могут обойтись без ветерана! Да и ему нравится учить молодых – объяснять, что да как. Каждый день ходит в свой гараж!
- Я на жизнь не жалуюсь, - говорит Станислав Феликсович. – Как только встал на ноги, никогда не был ни голодный, ни раздетый, да и денег ни у кого в займы не брал. Жена сетует, мол, работал день и ночь, но это же было в радость. Вот и сейчас я очень скучаю за своей работой, за коллективом.
Думаю, никто не будет спорить, что человек, полвека отдавший одному предприятию, достоин уважения. Не зря говорят: есть ветераны войны, а есть ветераны труда – а ведь и те, и другие – Герои!Автор: Элеонора Голицына