Собеседник «Южной газеты»– начальник Ялтинского управления по эксплуатации газового хозяйства ОАО «Крымгаз» Вадим Данилович Белик.- Как повышение тарифа на природный газ в августе 2010 года отразилось на результатах работы вашего предприятия?
- До 1 апреля этого года основной вид деятельности предприятия, то есть поставка и транспортировка природного газа, был убыточным. После установления экономически обоснованного тарифа ситуация в корне изменилась. В этом году мы надеемся получить прибыль. Кроме того, особое внимание ялтинское управление уделяет еще одному источнику финансирования - «прочей деятельности» (техобслуживание, монтажные работы). По всем показателям идет увеличение прибыли и объемов. Благодаря комплексу мер у нас полностью прекратились потери природного газа. Мы уже вполне конкурентоспособное предприятие. Но я успокоюсь только тогда, когда Ялтинское управление станет лучшим в Крыму.
- Ялтинский регион уже давно прославился самым низким уровнем оплаты за коммунальные услуги. Как на вашем предприятии решается эта проблема?
- Надо отметить, что уже к первой декаде 2011 году наши граждане стали более законопослушными и ответственными в оплате за газ. Они проявляют инициативу и погашают не только текущие задолженности, но и долги прошлых лет. (прим. авт. : возможно, люди просто боятся повышения цен на газ?) Тем не менее, по последним данным в Ялте 507 абонентов всё еще имеют задолженность более тысячи грн. Мы усилили претензионно-исковую работу с населением. Например, в прошлом году, предприятие подало 354 иска в суд на сумму 561 тыс. грн. Из них в добровольном порядке уже возвращено 212 тыс. грн. С малообеспеченными категориями населения и теми людьми, которые по объективным причинам не в состоянии заплатить сразу, мы заключаем договоры реструктуризации задолженности до 6 месяцев. А злостных неплательщиков приходится отключать - но это самая последняя мера. В 2010 году мы отключили всего 141 абонента, в то время как общее количество обслуживаемых л/с 41720, что составляет более 84 тыс. человек. На счету 2011 года пока 71 отключение. Самые дисциплинированные плательщики – пенсионеры, не платят обычно большие люди за большими заборами. Кроме того, как курортный город Ялта отличается очень низким процентом оплаты в зимний период.
Еще одна наша проблема – отсутствие хорошего абонзала. Помещение на улице Киевской, 78 не приспособлено ни для работы наших специалистов, ни для приема абонентов . Я очень надеюсь на помощь мэра Ялты Алексея Валерьевича Боярчука. Пока рассматривается несколько вариантов расположения абонзала в городе – мы выбираем место, учитывая интересы и пожелания граждан.
- Помимо долгов, есть ли трудности при работе с населением?
- К сожалению, не все абоненты допускают контролеров к счетчикам газа, а когда надолго уезжают, то нам об этом не сообщают. В результате снижается качество обслуживания, растут задолженности, возможно даже возникновение аварийных ситуаций. Уважаемые ялтинцы - сотрудничайте с нами - это в ваших же интересах!
Очень часто к нам обращаются льготные категории граждан (пенсионеры, инвалиды) с просьбой установить бесплатный счетчик. Но программа по оснащению бытовыми счетчиками газа в АРК на сегодня приостановлена – нет источников финансирования. Однако 7 апреля Верховная Рада приняла проект закона «Об обеспечении коммерческого учета природного газа», где предусмотрена установка счетчиков за счет госбюджета и поставщиков. Своих абонентов в случае вступления закона в силу мы проинформируем дополнительно.
- Часто ли вам приходится сталкиваться с самоуправством населения?
- К сожалению, да. Ради хищения электроэнергии люди подвергают опасности себя и окружающих. В начале этого года пришлось отключить от газа дома на ул. Кирова, 25 (дважды), Мисхорской,2 , ул. 16 апреля, 9, Московской, 27. Риекской, 6 (в Гаспре), после того как мы обнаружили там напряжение на газопроводах. Очень сложно кого-то привлечь к ответственности. Когда сотрудники эксплуатационных организаций начинают поиски виновных, потенциал газопровода внезапно исчезает. Работники нашего управления проводят разъяснительную и воспитательную работу по вопросам безопасности эксплуатации газовых приборов, но дело в самосознании граждан.
Вторая после воровства электроэнергии проблема – вода в газопроводе! Как-то мы отключали из –за этого целый дом, на Курчатова, 9. Когда люди самостоятельно или руками «умельцев» меняют колонки и котлы, часто путают входы газа и воды. Весь внутридомовой газопровод наполняется водой, счетчики выходят из строя по всему стояку. Запустить дом заново – очень трудоемкий процесс. Виновник, которого, кстати, легко обнаружить, полностью возмещает ущерб людям, а нам – стоимость работ. Запомните, чтобы не платить дважды, при установке колонки либо котла лучше обратиться в службу горгаза или к лицензированным специалистам.
- Недавно в Ялте появились объявления для владельцев спутниковых антенн демонтировать их, иначе это сделают за них. С чем это связано?
- В апреле этого года в доме на улице Кривошты, 10 произошел несчастный случай, связанный с отравлением угарным газом, в результате которого погибла женщина. По результатам расследования факта был выявлен ряд нарушений эксплуатации домовых и вентиляционных каналов. На оголовке дымового канала, который находился на крыше дома, были установлены спутниковые антенны, что и привело к сбою работы дымохода. Никто не спорит, трубы - очень удобное место для установки антенн, но эксплуатировать их для устройства посторонних предметов - запрещено.
На сегодня проверка дымовентиляционных каналов входит в обязанность жэков и РЭО. Объявления развесили они. Однако мы с ними вполне солидарны - задача у нас общая. Если во время плановой проверки дома сотрудники службы горгаза увидят антенны, прикрученные к дымовым каналам, будут принимать меры. Пока мы просто предупреждаем.
- Часть населения нашего региона до сих пор пользуется сжиженным газом в баллонах. Будет ли ялтинское управление заниматься таким направлением деятельности, как заправка баллонов?
- Проблема в Ялтинском регионе действительно стоит очень остро. В прошлом году руководством «Крымгаза» принято решение о сокращении участка управления по поставке и реализации сжиженного газа «Спецгаз» в Ялте из-за его убыточности. Дело в том, что Управление не может конкурировать с частными предпринимателями, которые нередко без соответствующих документов прямо в бочках и цистернах развозят газ, часто плохого качества, но по минимальным ценам. На территории Ялты работает 5-6 фирм по заправке сжиженного газа – 3 из них даже крупнее бывшего участка УПРСГ «Спецгаз». У руководства ОАО «Крымгаза» есть план возобновить работу, связанную с поставкой сжиженного газа на территории Большой Ялты, тем более, что об этом просят сами потребители. Но для решения этого вопроса нужна помощь местных органов власти и контролирующих органов, чтобы потеснить позиции недобросовестных конкурентов.
Справка
17 августа 1963 г. в Ялте появилась первая контора сжиженного газа, что изменило инфраструктуру Ялты, улучшив коммунально-бытовые условия жителей и гостей курорта.
В 1978 году в промзоне «Дарсан» под строительство комплексной эксплуатационной базы газового хозяйства города был выделен участок площадью 1,9 га. Строительные работы были начаты в 1980 году и окончены в 1985, во многом благодаря усилиям и трудолюбию коллектива Вячеслава Брайловского, который в те годы руководил управлением.
Кадровый состав предприятия на сегодня - 187 сотрудников - как молодых специалистов, так и ветеранов «за 70».
С 26 августа 2010 года в должность начальника Ялтинского горгаза вступил Вадим Данилович Белик . До этого - начальник управления по реализации и учету природного газа ОАО «Крымгаз», еще раньше – главный ревизор общества. В общей сложности в системе «Крымгаза» работает около 10 лет. Автор 30 научных работ, посвященных «газовым вопросам».Автор: Записала Элеонора Голицына