В начале октября тихо и незаметно прошел восьмидесятилетний юбилей основателя Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника Валентина Ефремовича Савицкого. Но юбиляр уведомляет общественность Ялты, что до конца года принимает поздравления.
Известно всем, что дворец и парк Алупкинского имения Михаила Воронцова закладывались в 1820-е годы. Но не все знают, что в ходе реорганизаций, уже в послевоенное время, парк существовал отдельно, в составе «Крымзеленстроя». И только постановлением №300 Крымоблсовета от 7 сентября 1990-го года был юридически оформлен документ о присоединении парка к музею и образовании заповедника. За этим заключительным актом стояли многочисленные ходатайства в столичных учреждениях и письма на высоком уровне, усиленные авторитетной поддержкой академика Д.С. Лихачева. Занимался сбором нужных бумаг и укреплением деловых контактов уроженец Ялты, директор музея В.Е. Савицкий.
Вспоминая годы работы в Воронцовском дворце (февраль 1988-октябрь 1992), он и теперь испытывает ностальгию, хотя раньше была не менее насыщенная событиями жизнь – научная работа в военном НИИ, служба в армии и выход в запас в звании полковника. Живет он теперь на два дома, но в Москве тоскует о море, а из Ялты тянет к родным, в столицу.
Его корни тесно переплелись с крымской историей. Прадед по линии матери, Фома Величко, крепостной крестьянин из Полтавщины, служил положенные 25 лет в царской армии, участвовал в Крымской войне, потом оказался в Ялте, женился и остался здесь навсегда. Предки бабушки – Песоцкие, фамилия знаменитая в Кореизе, многие дети являлись крестниками княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. Потомки Песоцких проживают в Кореизе и теперь. Другой предок, дед В.Е. Савицкого, специалист по разведению роз, окончил училище при Никитском ботаническом саде, служил в разных имениях, разводил розы и в Воронцовском парке.
По линии отца Валентин Ефремович происходит из белорусских крестьян Савицких, унаследовавших фамилию своего пана. Представительная стать, яркая внешность, певческий и литературный дар бывшего полковника-артиллериста дают возможность предположить, что дальние предки породнились с поместной знатью. Отец, работавший кочегаром на паровозе, застрял в Симферополе, и пока ремонтировали локомотив, пешком отправился к морю. Пришел в Ялту, остановился перед морем, покоренный его неземной красотой, и уже отсюда никуда не ушел. Женился, продвигался по службе, получил назначение директором гастронома №1 в Ялте.
Детские годы В.Е. Савицкого опалила война. Мать постаралась перевести его подальше из опасной Ялты (мальчишка выполнял мелкие поручения двоюродного брата, партизана Юры Величко) к тетке в Кореиз, там он принял крещение. Время, проведенное в оккупации, наложило отпечаток на биографию: на отделение переводчиков (очень любил английский язык) путь был закрыт. Пошел в военное училище, вскоре преобразованное в Академию. Выпущен инженер-лейтенантом в 1958-м и тут же отбыл на место службы – остров Сахалин.
Участвовал в армейской самодеятельности и даже поступил в Новосибирскую консерваторию, но учиться из-за болезни не смог. Четыре года сахалинской жизни завершились, уже сложилась семья – жена и сын Леонид, и начался у Савицкого московский период жизни. Он стал кандидатом технических наук, а в 1987-м вышел в отставку и вернулся в родной город.
Ялтинский горком и Управление культуры Крыма рекомендовали В.Е. Савицкого на пост директора Воронцовского дворца. Повсеместно по стране шли перестройка и гласность, и на общем собрании сотрудников дворца он был избран директором. В первые два года директорства жил на территории музея, в хозяйственном корпусе, занимая небольшую комнату. Вникал во все тонкости новой работы, начиная рабочий день с традиционного купания в покорившем его предков море. Проблем накопилось у музея много: старая аварийная электрическая проводка, протекавшая крыша, неотложный ремонт Чайного домика в парке, присутствие санатория «Горное солнце» на территории дворца.
Одновременно в алупкинскими проблемами В.Е. Савицкий занялся массандровскими делами. Ему стало известно, что в Массандровском дворце Александра III, служившим ранее госдачей, предполагали устроить филиал Государственного Эрмитажа, но удаленность объекта вызывала определенные сложности у руководства знаменитого музея. Приехав в Петербург, Савицкий со свойственным ему темпераментом добился встречи с директором – академиком Б.Б. Пиотровским и убедил в своей точке зрения. Академик написал письмо в Министерство культуры СССР. В итоге, в ноябре 1991 года, Эрмитаж передал Массандровский дворец Алупкинскому заповеднику, и во Всемирный День музеев, 18 мая 1992-го года, был торжественно открыт новый объект культуры.
А в сентябре 1992-го, незадолго до ухода с поста директора, торжественно праздновали в двух дворцах 200-летний юбилей со дня рождения княгини Е.К. Воронцовой. Елизавету Ксаверьевну пушкинисты считают одним из прообразов Татьяны в романе «Евгений Онегин». На торжества приехал из Америки и потомок Воронцовых, профессор Александр Илларионович Воронцов–Дашков.
Азарт поиска новых форм работы для дополнительного финансирования музея привел Савицкого к мысли провести во дворце аукцион «Южная ночь», впоследствии несколько подобных красочных мероприятий прошли на Южном берегу в старинных дворцах и заповедниках, с дегустацией коллекционных массандровских вин. Первый аукцион прошел в Воронцовском дворце июльской ночью 1989 года.
Прошли во дворце при Савицком съемки нескольких фильмов, в том числе совместного советско-марокканского «Огненные барабаны». Переиздали сборник №1 легенд и сказок крымских татар, впервые опубликованный еще в 1935-м, при директоре музея Я.П. Бирзгале.
Судьба сводила Савицкого с яркими творческими личностями, это не только академики Д.С. Лихачев и Б.Б. Пиотровский, но и барон Э.А. Фальц-Фейн, Влад Листьев, живописец Т.И. Сельвинская, актеры Валентин Гафт и Ольга Остроумова. Крепкая мужская дружба соединила его с крупнейшими адмиралами Черноморского флота М.Н. Хронопуло и И.В. Касатоновым. Находясь за пределами полуострова, он всегда интересовался, чем живет Крым.
Несмотря на груз лет, юбиляр и теперь смотрит на мир блестящими юношескими глазами, любит с юмором вспомнить «музейные штучки» и только жалеет, что снова не может принимать активное участие в сегодняшней жизни любимого музея. Пожелаем же ему от всей души долголетия и здоровья!
Надежда Ковалевская, старший научный
сотрудник КРУ «АДПМЗ»