Уровень демократии в государстве определяется не только прозрачностью выборов в органы власти, но и доступностью для граждан услуг, которые предоставляют государственные службы. В цивилизованных странах получение разрешений, согласований, различных справок и документов происходит быстро и безболезненно. Большинство документов можно оформить, отослав соответствующий запрос или анкету по почте. В век высоких технологий традиционную почту заменил Интернет. В ряде европейских стран внедрено так называемое электронное правительство. Подошел к терминалу, ввел запрос и жди нужный тебе документ или в электронном виде, или в четко определенный срок в государственном учреждении.
А что у нас?
Первые попытки создать единое окно, где гражданин мог оформить какой-либо документ, предпринимались в Крыму еще 5 лет назад. Но собрать разные государственные службы под одной крышей почему-то не удавалось. Причина очевидна – отсутствие четкой информации о порядке оформления того или иного документа и многочасовые очереди создавали благодатную почву для многочисленных злоупотреблений со стороны чиновников. Хочешь быстрее и чтобы документы приняли с первого раза – плати.
Настоящим прорывом в сфере качественного предоставления административных услуг населению стало открытие в мае прошлого года в Ялте Центра административных услуг, где физические и юридические лица могли получить бесплатные консультации и оформить различные документы. При этом заявитель сдавал минимальный пакет документов без лишних справок и выписок, которые зачастую раньше требовали чиновники. Еще одно преимущество ЦАУ – четкие сроки исполнения до 30-ти дней.
— Всего за полгода мы вышли на показатель более 50 видов услуг, — рассказывает руководитель ЦАУ Карина Григорьянц. – Через наш центр население могло получить градостроительные условия, справки, выписки из решений исполкома и сессий горсовета, оформить землеотвод, заключить договор долевого участия или аренды, сдать документы на получение паспорта или вклеить в него фотографию. Подписав меморандум с почтой, центр получил возможность обслуживать граждан дистанционно. Особенно это важно для пожилых людей и жителей удаленных поселков Южнобережья. Находясь в Симеизе или Форосе, через почту пенсионер мог оформить удостоверение ветерана труда, участника войны, получить нужную справку. Совместно с управлением труда и соцзащиты мы начали принимать заявления от ялтинцев через мобильный офис, который по графику выезжает в поселки. После вступления Крыма в состав Российской Федерации оказание ряда услуг мы приостановили до принятия новой законодательной базы.
Сегодня в ЦАУ принимают документы на оформление паспорта гражданина РФ и выдают готовые, чтобы помочь Федеральной миграционной службе. Работа по паспортизации ялтинцев подходит к концу. Уже 101 636 граждан подали документы, а 100 505 человек получили готовые паспорта. С 1 октября, совместно с пенсионным фондом, в центре начали выдавать готовые СНИЛСы. Параллельно здесь можно оформить документы для получения градостроительных условий, справки многодетным семьям, копии решений горсовета, справки о заработной плате и ряд других документов.
— В отделении ФМС постоянно были большие очереди, и люди записывались с ночи, чтобы сдать документы или получить готовый паспорт, — рассказывает ялтинка Елена Матюхина. – В Центре административных услуг мы всей семьей сдали документы за 2 часа. Здесь большое помещение и есть места, чтобы сидеть. Это гораздо удобнее. Еще удобно тем, что ЦАУ находится в самом центре города и сюда проще доехать.
С 2015-го года Крым полностью войдет в правовое поле России. Готовятся к этому и в ЦАУ, изучают законодательную базу, перенимают опыт своих российских коллег из других регионов. Аналогичные структуры работают в России уже 5 лет и называются многофункциональными центрами по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Перечень услуг, которые могут получить там граждане, на порядок больше, чем это было в Украине. Одно окно такого офиса рассчитано на 5 тысяч населения. Ялтинские специалисты готовы активно реализовывать Указы и Поручение Президента России Владимира Путина и внедрять все новинки, которые сделают государственные услуги для населения еще более доступными и простыми.
— По Большой Ялте мы должны открыть более 25 окон, — говорит Карина Григорьянц. – Как это будет выглядеть на практике, пока сказать сложно. Главный офис будет находиться на прежнем месте, а вот на территории бывших поселковых советов, возможно, оборудуем удаленные рабочие места или откроем филиалы от Гурзуфа до Фороса.
Пока специалисты из Ялты изучают опыт других регионов РФ, а делегация Республики Крым ознакомилась с работой электронного правительства и многофункциональных центров в Республике Татарстан. Не исключено, что Крыму повезет и он сможет внедрить у себя наработки Татарстана, где успешно работает система электронного правительства. Пошел в магазин за хлебом – а по дороге в терминале еще и справку дистанционно заказал. Удобно, быстро и никаких намеков на коррупцию.