Мальцовский проспект в первые годы XX века был широкой пустынной дорогой, что хорошо видно на почтовых открытках того времени. И только в 1936-м, опираясь на устное свидетельство бывшего жителя Симеиза Петра Александровича Васюкова, можно точно датировать установку четырех скульптур на постаментах. Их отливали из бетона, возможно, в старейшей литейной мастерской при Академии художеств. В Музее слепков при Академии еще с позапрошлого века имелись точные копии с греческих антиков, в советское время из Ленинграда в художественные училища и институты Советского Союза посылали в качестве учебного пособия для изучения анатомии и рисунка гипсовые головы, фигуры, орнаменты. Но опытные питерские литейщики могли выполнить и большие фигуры с использованием цемента и железного каркаса. По мнению профессора живописи Игоря Вадимовича Петрова, симеизские скульптуры необычайно живописно смотрелись вечером при ровном освещении заходящего солнца, когда бетон приобретал черты благородного мрамора.
При внимательном изучении скульптур становилось ясно, что изображены исключительно герои: Раненая амазонка, Диадумен (увенчивающий себя повязкой победителя), Дорифор (копьеносец) и Геракл со шкурой немейского льва. Если вспомнить то далекое от нас время, когда победу в искусстве одержал метод социалистического реализма, то такой набор героев вызовет недоумение: в то время повсеместно устанавливали в парках пловчих с веслом, пионеров с горнами и колхозниц с корзинами. Может, произошла ошибка с датировкой? Кажется на первый взгляд, что установлены скульптуры еще в прошлом веке, подчеркивает их величавость аллея столетних кипарисов, ориентированная на гору Кошка. В поэтичной душе зрителя возникает иллюзия чудом сохраненного в веках драгоценного фрагмента античного мира!
По разрозненным устным свидетельствам коренных жителей Симеиза, достоверно известно очень мало. Считается оформление Проспекта дипломной работой молодого скульптора, возможно, работавшего совместно с дипломником-архитектором. По словам Ольги Федоровны Мушинской, скульптуры заказывал итальянец, фамилии которого, конечно она не помнила. Каким же образом в Симеизе появились и до недавнего времени сохранялись совершенно инородные для той эпохи герои?
Понятно, что парадное украшение Проспекта должно было отражаться в публикациях местных газет. И было о чем писать! Недалеко от Проспекта до наших дней сохранились величественные руины бывшего Курзала, построенного в стиле советского ампира. На его сцене читал стихи в 1928-м Владимир Маяковский, а впоследствии, в 1960-1970-е, по инициативе энергичного мэра Симеиза, Евгения Ивановича Борисова, приезжали с концертами лучшие певцы страны: Эдита Пьеха, Валерий Ободзинский и много других известных исполнителей!
Но вернемся в 1930-е годы. Миф об итальянце имеет реальные черты. Возможно, в Симеизе на тот момент их было несколько – антифашистов, бежавших от режима Муссолини в Советскую Россию. Достоверно известно одно имя – Анжело Ирико, инженер-строитель, впоследствии крупный лидер коммунистической партии Италии на одном из заводов ФИАТа. В Симеизе у него появилась семья – жена Елена Константиновна Ирико и сын. Уехал Анжело в 1936-м в Испанию, воевал против режима Франко, а затем вернулся на родину. С женой они встретились только через 30 лет и, хотя она все эти годы его ждала, но начать новую жизнь в чужой стране не рискнула. Несколько раз ездил в Италию их сын.
Если предположить, что незадолго до отъезда из Симеиза итальянские антифашисты установили скульптуры на Проспекте, то лидер итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти, часто бывавший в Крыму, вполне мог своим авторитетом уберечь эти скульптуры от демонтажа.
Три из них выполнялись по слепкам с работ великого мастера античного мира – Поликлета из Аргоса, жившего в V веке до новой эры. Он создал изображения победителей – атлетов, из них «Дорифор» считался вершиной его творчества, лучшие копии с нее находятся в музеях Неаполя, Ватикана, Флоренции. Для одного из храмов, победив в конкурсе, Поликлет вылепил скульптуру Раненой амазонки. К слову сказать, об этой скульптуре теперь ничего не напоминает: современные вандалы снесли ее полностью. Замыкающая перспективу Проспекта фигура Геракла Фарнезе, подлинник тоже хранится в Неаполе, считается одним из шедевров античного мира. К слову сказать, скульптуры эти изображают героев обнаженными, только Амазонка одета в тонкую тунику. Но, очевидно, для Симеиза соблюдены были правила приличия, и героев одели в листья. Но и эта стыдливость не уберегла скульптуры от поругания. Пережившие революции и войны, они неоднократно страдали от наших молодых соотечественников, мало чтящих красоту. Скульптуры время от времени пытались реставрировать подручными средствами, отчего белизна их темнела, а черты становились грубее. Но после гибели амазонки со скульптурами перестали церемониться: отбитые руки и ноги, железная арматура обнажилась и тоже подвергалась глумлению…
Надежда Ковалевская, старший научный
сотрудник КРУ «АДПМЗ»