Как известно, с 1 января 2013 года полномочия по регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество были переданы от бюро технической инвентаризации к Государственной регистрационной службе Украины (Укргосреестру). При этом часть функций по госрегистрации на «вторичном рынке» недвижимости осуществлялась нотариусами.
На сегодняшний день такие полномочия на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Комитет – далее) на основании Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации 17.07.2014 №1335-р.
Комитет осуществляет свои функции, основываясь на положениях Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), с учетом положений Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» №38-ЗРК от 30.07.2014.
Согласно действующему законодательству государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Такая регистрация проводится в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), и является единственным доказательством существования права на недвижимость, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Наряду с регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации и ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
При этом следует отметить, что государственная регистрация прав, осуществляемая до образования в составе Российской Федерации новых субъектов (Крыма и Севастополя), является юридически действительной. Обязательной регистрации подлежат права на недвижимость при их последующем переходе, ограничении (обременении) или совершении сделки относительно объекта недвижимого имущества.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
На территории республики участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (собственники, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования), могут реализовать свои права путем обращения в данный орган, в том числе и для постановки на кадастровый учет объектов недвижимости (внесение в государственный кадастр недвижимости (до регистрации права) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества).
Согласно п.1 ст.13 Закона о регистрации государственный регистратор при проведении регистрации сделки или перехода права осуществляет(см. текст в предыдущей редакции) правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим законом.
Так же установлено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
При проведении госрегистрации запрашивается информация о ранее зарегистрированных правах и обременениях в органах, осуществлявших регистрацию до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014. Такие действия регистратора позволяют обеспечить внесение достоверных сведений об объекте недвижимого имущества в ЕГРП.
Таким образом, для проведения регистрации в ЕГРП ранее возникшего и зарегистрированного в установленном порядке (органами БТИ и Укргосреестра) права собственности, необходимо обратиться в Комитет с соответствующим заявленим, приложив к нему копию документа, удостоверяющего личность заявителя, оригинал и копию правоустанавливающего документа (для корректного внесения сведений в реестр рекомендовано подавать нотариально удостоверенный перевод такого документа).
Кроме того, законодательством предусмотрена упрощенная процедура постановки на кадастровый учет в рамках «единого окна» (одновременно подаются два заявления: для кадастра и для регистрации права), для этого необходимо предоставить технический паспорт на объект недвижимости.
В настоящее время Комитет ведет прием документов, связанных с государственной регистрации прав, в том числе и для постановки на кадастровый учет, по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, проспект Победы, д. 165/1.
В скором времени планируется открытие территориальных отделов Комитета на территории республики, в том числе и в Ялте.
Получить консультацию и ответы на интересующие вопросы возможно по телефону: +380 (652) 70-31-32 или по адресам электронной почты: gkreg.rk.gov.ru, g.c.reestr@mail.ru.
Руководитель Ялтинского городского отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым –
Яна Лифинцова.