Присоединение Крыма к России и переход на российское законодательство привели к введению новых регламентов для яхтенного судоходства. Поэтому из крымских марин наблюдается значительный отток яхт под иностранными флагами. Всего в республике существуют около 300 баз-стоянок маломерного флота и прогулочных яхт. Лишь 8 баз в Севастополе и Балаклаве могут называться яхтенными портами.
— В Крыму есть все условия, чтобы яхтинг стал самодостаточным бизнесом, — отметил руководитель «Ассоциации развития яхтинга» Алексей Марков. — До вхождения Крыма в состав РФ в этой области мы достигли определенных успехов. Были созданы марины. В ялтинском заливе зарегистрировано более 600 единиц плавательных средств. После референдума у нас возникли вопросы, связанные с адаптацией к российскому законодательству. Выяснилось, что оно более жесткое и определенные моменты, которые были учтены в законодательстве Украины, в России не предусмотрены. Для того, чтобы марины работали в полную силу, нам необходимо, чтобы у нас могли останавливаться яхты под иностранным флагом. Безусловно, доступ к морю должен быть и у тех людей, которые живут в Крыму и России. Сегодня порядок выхода в море определяется постановлением пограничной службы РФ. Оно достаточно сложное и практически невыполнимое. Человек, приехавший в Ялту, имеет право лишь после четырех часов пребывания в городе совершить прогулку на яхте. За это время капитан обязан предупредить пограничников о выходе в море. А зачастую им просто невозможно дозвониться. Процедура очень сложная и не у всех хватает терпения на ее выполнение.
В Крыму есть все возможности для развития яхтинга. Поэтому очень важно предпринять меры по смягчению перехода яхтенного туризма на новые правила.
— Мне кажется, что в Крыму, да и во всей России какие-то вещи делают слишком стремительно, — считает депутат Госдумы России Владимир Поцяпун. — Крымчанам важно сесть за один стол и обсудить этот вопрос.
Руководство республики со всей серьезностью относится к развитию яхтинга.
Член Совета Федерации Федерального Собрания от Республики Крым Ольга Ковитиди считает, что следует изучить опыт тех компаний и стран, которые успешно занимаются яхтенным туризмом.
— Для нас очень важно, чтобы яхтенный турист пришел в Республику Крым, — подчеркнула она. — Тогда набережные наших городов заиграют прекрасными парусниками. Это не только красота, но наполнение бюджета и создание новых рабочих мест. Мы должны заботится о сезонных рабочих и создать такие условия, чтобы они могли трудиться круглый год. Яхтенные туристы делятся на два типа. Это те, которые приезжают на своих яхтах, и те, которые берут их в аренду. Но оттого, что человек поставит свое плавательное средство к нам на стоянку, мы будем иметь постоянный источник доходов. У нас есть огромные перспективы. В то же время мы должны повышать уровень сервиса, так как сейчас он находится на очень низком уровне.
Сегодня яхтенный туризм признан приоритетным по всей России. Но пока это направление практически не развивается. Чтобы изменить ситуацию в лучшую строну, следует создавать государственные целевые программы по яхтингу.
— Думаю, под руководством Президента у нас все получится, — считает Ольга Ковитиди. — Крым хоть и молодой субъект Российской Федерации, но он готов помогать в развитии яхтенного туризма.