Сколько горя принесла война, сколько боли, сколько унесла жизней. Не обошла эта война ни одну семью, ни один дом, она оставила горький след в сердце каждого советского человека.«У всех есть папа, а почему у меня папы нет!?» Пока я была маленькая, то на этот вопрос ответить не могла, но, когда стала взрослее, осознала трагедию нашей семьи и всего народа», – со слезами на глазах рассказывает Елена Николаевна Глыбовская, заслуженный учитель Украины и просто человек удивительной судьбы.
Когда началась война, ей было всего пять лет, но она отчетливо помнит этот день. «В 5 часов утра раздался стук в двери, и, как сейчас помню, папа, Николай Евгеньевич Глыбовский, сказал: «Это ко мне…». Он был одним из двадцати ялтинцев, которых призвали в ряды Советской Армии в самый первый день войны - 22 июня 1941 года в 4 часа утра бомбили Киев, а через час в Ялте начали разносить повестки. В моей детской памяти отпечатались имена друзей отца, которые ушли вместе с ним, - Степан Квитковский и Михаил Русский.
Через час после того, как отец получил повестку, мы пришли к «Дому обороны». Тогда это здание казалось мне огромным. На месте, где оно стояло, всегда было солнышко, и стеклянное здание будто горело в лучах. Но в этот день оно запомнилось мне мрачным, от него исходила тревога. Мы вошли внутрь. К этому времени там собрались люди, которые ждали транспорт».
Как вспоминает Елена Николаевна, в то время основным видом транспорта была машина–«полуторка», в кузове которой помещалось не более 20 человек. Возможно, именно этот факт и определил число ялтинцев, которые были призваны на фронт самыми первыми.
- В ожидании машины вместе с отцом мы просидели в «Доме обороны» где-то до трех часов дня. Все это время он не выпускал меня из рук. Но время шло, машины не было, и он велел возвращаться нам с мамой домой. Навсегда в моей памяти остался образ отца, который стоял, опершись рукой о косяк двери, и смотрел нам вслед. Когда на следующее утро мы вернулись, его уже не было – ночью машина ушла в сторону фронта».
Ее отец погиб в 1943 году. После войны его товарищи рассказывали, что они попали в настоящую «мясорубку» на Днепровско-Запорожском направлении, однако где находится могила папы, Елена Николаевна не знает до сих пор. Из двадцати первых призванных ялтинцев вернулись только двое.
- Когда Левитан по радио объявлял минуту молчания, я всегда вспоминала отца, - с дрожью в голосе признается Елена Николаевна. – Никогда я не смогу забыть эти страшные времена. Не забуду героизм наших солдат, которые бесстрашно шли защищать Родину.
Война оставила в сердце этой женщины неизгладимый след, который не способно излечить время. Она бережно хранит в душе гордость, а в шкатулочке - пожелтевшие от времени листочки, свидетельствующие о подвиге тех солдат, которые не сдались и ценою своей жизни подарили нам мир.Автор: Екатерина Соколова