Анна Семеновна Голубкина (1864-1927) – выдающийся скульптор России. Уроженка Рязанской губернии и внучка крепостных крестьян, она с юности проявляла необыкновенные способности к искусству. Сначала училась в Москве у С.И. Иванова и в Петербурге у профессора В.А. Беклемишева. Затем подобно многим молодым русским художникам устремилась в Париж, где брала уроки у Огюста Родена. Она выполняла определенные задания – лепила этюды рук, головы. Глубокое уважение испытывали друг к другу признанный мэтр и русский скульптор, но было бы ошибкой считать Анну Голубкину ученицей Родена (с чем и она сама была не согласна). Ведь она была самобытным мастером, стремившимся впитать лучшие традиции отечественной и европейской школ ваяния.
Испытывая крайнюю нужду и скованная бременем денежных долгов, но имея верных друзей, искренне старавшихся ей помочь, она сумела один раз посетить Лондон и основательно изучить экспозиции Британского музея и три раза побывать в Париже. В 1895-м Голубкина училась у Коларосси, в 1897-м посещала мастерскую Родена, но, осознав точно, что ей нужно освоить в Париже, возвратилась туда в 1903-1904-е. В свой последний приезд в Париж Анна Семеновна учится работать по мрамору, ее учителями становятся отец и сын – потомственные мраморщики. До того скульптор работала в доступных, но недолговечных материалах — глине и гипсе, в Париже ей открывается сила мрамора. Она пишет родным: «Понимаешь, как научусь работать мрамор, то уж я буду настоящий артист, а то все еще ни то, ни се. И знаешь, он мне идет в руку».
Вернувшись в Россию, Голубкина с ее неуемной энергией и жаждой справедливости становится в ряды революционно настроенной интеллигенции. Она хранит и распространяет нелегальную литературу, за что подвергается политическому преследованию, попадает в острог и выходит оттуда с нервным расстройством, которое впоследствии будет ее мучить. Во время одного из нервных обострений Голубкина поедет в Крым, в Нижний Мисхор, где живет ее давняя приятельница и землячка – художница Александра Хотяинцева.
С начала прошлого века на мисхорских землях князей Долгоруких, которые они сдали в аренду, появляется художественная колония. Среди дачевладельцев можно упомянуть архитектора и художника Леонида Браиловского с супругой Риммой, увлеченной гобеленами и художественной вышивкой, издателей Грюнбергов, художника-карикатуриста сатирических изданий Алексея Радакова и, конечно же, сестру писателя Марию Павловну Чехову.
Нижний Мисхор располагался там, где теперь санаторий «Морской прибой», а выше, в Кореизе, находились православный храм и земская больница, открытая стараниями купцов Токмаковых и дочери московского городского головы М.Н. Алексеевой. В больнице служит доктор Константин Александрович Михайлов. Его высокий профессионализм известен далеко за пределами Кореиза. Он спас от тифа великого ученого В.И.Вернадского, но заразился сам и вскоре умер. Вначале 1910-х его портрет лепила Голубкина, найдя в чертах лица образ Христа.
Вполне возможно, что доктор лечил и Елену Петровну Радакову. По свидетельству медика Т.И. Плющ, она была художницей и приятельницей Голубкиной, скульптор и останавливалась сначала на ее даче и только после смерти Радаковой перешла на дачу Хотяинцевой. Именно для больной туберкулезом жены и построил в Мисхоре дом художник «Сатирикона» Алексей Радаков. Меткие словечки рисовальщика, хорошего знакомого Ильфа и Петрова, вложили авторы романа «12 стульев» в уста Эллочки-людоедки. По словам А.С. Голубкиной, о смерти жены художник горько и громко рыдал и попросил сделать памятник на могиле умершей.
Его установили в 1913-м, скульптурный горельеф с ликом Спасителя в мраморе воплотила Голубкина, автором надгробия, выполненного в виде креста из грубо обработанного местного камня, стала Хотяинцева. На могиле матери скульптор тоже установила памятник с изображением головы Христа (надгробие не сохранилось). Свои немногочисленные памятники Анна Семеновна всегда связывала с окружающей средой, и можно только представить, как эффектно смотрелся крест с ликом Спасителя на фоне Ай-Петри (теперь кладбище взято в плотное кольцо безликих высоток). Вершину над Мисхором Голубкина называла «скульптурой». Нам неизвестно только по какой причине (возможно, виной жестокая женская обида), но Хотяинцева в своих воспоминаниях «забывала» фамилию мисхорского соседа и собрата по искусству, называя его «Роданов».
Памятник работы Анны Голубкиной чудом сохранился, но вандалы стесали почти полностью лик Христа, отчего скульптура утратила объем и стала барельефом. Памятник повалили, и он лежал разбитым, что даже вызвало желание сотрудников музея А.С. Голубкиной скульптуру демонтировать и вывезти в Москву. Благодаря усилиям неизвестных нам пока лиц, памятник снова был установлен, только крест стал немного ниже из-за отсутствия нижней части постамента.
Надежда Ковалевская, старший научный
сотрудник КРУ «АДПМЗ»