Новости Крыма

После бомбежки Галина Агеева осталась без крыши над головой

19.06.2014, 19:00 Просмотров: 500
После бомбежки Галина Агеева осталась без крыши над головой
Галина Агеева родилась в Ялте, накануне войны 21 декабря 1940 года. На долю ее мамы Аграфены Васильевны выпало немало испытаний. В десять лет она осталась сиротой и ее воспитанием занялась сестра Анастасия, которая была старше на десять лет.
— Муж тети Насти заболел туберкулезом, и они из Кировоградской области переехали в Ялту, — рассказывает Галина Тихоновна. — Здесь моя мама окончила бухгалтерские курсы и стала работать помощником бухгалтера. В 1936 году она вышла замуж за моего отца Тихона Агеева, который приехал отдыхать в санаторий. Через год у них родилась моя старшая сестра Светлана, а в 1940 году и я. Мой папа был участником финской войны, которая закончилась в марте 1940 года. А в 1941 году лейтенант Тихон Агеев снова был призван на военную службу Ялтинским военкоматом и вскоре ушел на фронт.
Во время войны мама Галины Тихоновны вместе с дочерьми жила на улице Коммунальной, сегодня это улица Рузвельта. Однажды во время бомбежки в их дом попал снаряд. Семья осталась без крыши над головой. И тут в очередной раз на помощь пришла тетя Настя, которая приютила у себя в доме сестру с дочерьми.
— Тетя Настя жила на улице Заречной, в ее доме была свободная комната и она разрешила нам ее занять, — рассказывает Галина Агеева. — Во время войны я была очень маленькой, но из рассказов мамы знаю, что немцы вошли в Ялту в ноябре 1941 года. На тот момент все взрослые мужчины были в армии, многие ушли в партизанские отряды. В городе остались женщины, дети и пожилые люди.
Из рассказов мамы Галина Тихоновна помнит, что немцы зверствовали. Они вешали людей на деревьях набережной и прикрепляли на них таблички с надписями: «За связь с партизанами». Для устрашения населения повешенных долго не снимали.
— Немцы приказывали всем евреям нашивать на одежду белые шестиконечные звезды, — продолжает Галина Тихоновна. — В нашем дворе жил еврей Ян Семенович Бессмертный. Он тоже нашил себе такие звезды. Но тетя Настя посоветовала ему их снять и поменьше показываться на улице. Он так и сделал. Это спасло ему жизнь. Когда евреев сгоняли в гетто, его не тронули, так как никто из соседей его не выдал. А всех остальных евреев расстреляли в Массандре на обрыве.
Война для семьи Галины Тихоновны прошла очень тяжело. Помимо голода, они испытывали постоянный страх. Особенно тяжело было их маме, которая переживала за детей.
— Мама с соседками ходили в Симферополь и Джанкой, чтобы там обменять какие-то вещи на крупу, муку и другие продукты, — рассказывает Галина Агеева. — Тогда не было ни денег, ни транспорта. Идти приходилось пешком. Это занимало немало времени и мы с сестрой оставались на попечении у тети Насти. В один из таких походов, на обратном пути, немцы устроили облаву и всех женщин посадили в тюрьму. Немецкие оккупанты отобрали у них все продукты, продержали три дня, а затем выпустили. Домой мама вернулась с пустыми руками, но мы были рады, что она жива.
Когда город бомбили, вся семья Галины Тихоновны пряталась под большой железной кроватью. Однажды девочка залезла в самый дальний угол под кроватью и уснула, ее не смогли найти. Мама и тетя уже начали волноваться. Пока маленькая Галина не проснулась и сама не вылезла.
— Я помню, что в то время меня постоянно мучило чувство голода, — вспоминает Галина Агеева. — Мама готовила «затируху» — это клейкая масса из муки. Еще нас кормили выжарками из дельфинов, которых после бомбежки выбрасывало на берег. У них был сильный рыбный запах, но нам приходилось их есть, чтобы не умереть с голоду. По нашей улице часто ходили румынские солдаты, я выходила на них посмотреть. Хотя мне строго настрого запрещали выходить на улицу. Я была совсем маленькой и не выговаривала букву «р» и просила: «лумын, лумын, дай конфетку». Они давали мне какие-то леденцы. Это было необыкновенное лакомство, из-за которого я, трехлетний ребенок, нарушала мамин запрет.
В апреле 1944 года войска СССР освободили Ялту от немецко-фашистских захватчиков. Уходя, немцы заминировали многие здания, чтобы их взорвать. Партизаны, рискуя жизнью, под обстрелом разминировали их. Таким образом, спасли Ливадийский и Алупкинский дворцы и многое другое.
— Жители города радостно встречали солдат-освободителей, — рассказывает Галина Агеева. — Жизнь стала потихоньку налаживаться. Отец с фронта прислал маме аттестат, нам по нему начали выдавать продукты. Мы с нетерпением ждали окончания войны и возвращения отца с фронта. Но вскоре маму вызвали в военкомат и вручили похоронку. В ней говорилось, что командир стрелковой роты 714 стрелкового полка Тихон Васильевич Агеев погиб 21 апреля 1945 года. Он не дожил до дня победы 18 дней. Так 9 мая 1945 года мы не дождались своего отца, а надежду на счастливое послевоенное детство унесла эта похоронка.
Раздел:
Календарь
< Октябрь Ноябрь, 2024 Декабрь 
пн вт ср чт пт сб вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627

Последние новости