Крым — это благоприятный регион для развития яхтинга, который способен привлечь на побережье новых инвесторов. Концепцию развития яхтинга в республике разработала инициативная группа. Сейчас она находится на рассмотрении госсовета.
— К организации яхтинга мы стараемся подойти таким образом, чтобы была создана самодостаточная структура, которая работала бы при минимальных вложениях от государства, — подчеркнул председателя ОО «Аквасфера», инженер-океанолог, профессиональный дайвер Алексей Марков. — Всегда обидно слушать, что Крым дотационный район. На самом деле у него колоссальные ресурсы. Все зависит от того, как ими пользоваться. Если мы говорим о яхтинге, то он в первую очередь воспринимается как спорт и хождение под парусом. Но, опираясь на мировой опыт, могу сказать, что это успешный бизнес, построенный на организации портов-стоянок и предоставлении услуг, связанных с яхтами и катерами. Цель нашей концепции — создать условия для того, чтобы этот бизнес нормально развивался в Крыму. При Украине у нас было создано несколько яхт-клубов. В целом это достаточно большой задел для дальнейшего развития этого направления.
На полуострове есть все условия для успешного развития яхтинга. Во многом они приближены к средиземноморским. Это достаточно длинный сезон безопасного мореплавания и судоходства, теплая вода и хорошие ветровые условия.
— Ежегодно в бюджет Турции поступает порядка двух миллиардов долларов только за то, что чартерные транзитные яхты пересекают границу, — рассказал основатель Балаклавской марины Игорь Тамойкин. — Мы можем создать что-то подобное, понятно, что оно будет не в таком объеме. К сожалении, в последние годы ситуация с яхтингом в Крыму и Севастополе оставляла желать лучшего. Сейчас на полуострове есть всего три полноценных марины. Все остальное — это лишь элементы яхтинга, который принят во всем мире. Полноценная марина предполагает не только стоянки, но и проведение различных фестивалей, развитие детских и взрослых спортивных школ и другие массовые мероприятия, которые бы привлекали как можно больше посетителей. Кроме того, в маринах могут быть различные магазины и развлекательные центы.
Российское законодательство, касающееся яхтинга, несколько сложнее украинского. Есть ограничения по времени пребывания яхт на территории Черноморского побережья России и тем людям, которые занимаются обслуживанием яхт.
— Сейчас много местных капитанов остались без работы. Сложившаяся ситуация их совершенно не устраивает, — пояснил Алексей Марков. — Мы со своей стороны предложили использовать законодательство Черногории по входу яхт под иностранным флагом в территориальные воды Крыма. Там достаточно простая система оформления документов и есть возможность поступлений в местный бюджет.
— Примерно 60 процентов яхт уже ушли в Турцию и Грецию, — добавил капитан Виктор Малько. — Владельцы яхт сейчас начнут менять капитанов на иностранцев и местные останутся без работы. А капитан будет подбирать под себя свой экипаж. Черногорский вариант самый приемлемый. Человек один раз купил себе виньетку, она может быть действительна месяц, полгода или год. Деньги от ее покупки ушли в бюджет. Имея такую виньетку, в зависимости от срока ее действия яхта может то заходить, то покидать территориальные воды Крыма. В Турции несколько инея система, за каждый новый заход в ее территориальные воды нужно платить.
Во всем мире яхтинг — это довольно перспективное направление, которое приносит в бюджет стран немалые средств. Достичь максимальной эффективности яхтинга в Крыму возможно только путем создания управляющей компании. Она будет осуществлять взаимодействие государства с инвесторами и владельцами существующих яхт-клубов.