Есть картины, которые можно рассматривать часами, изучая на ней лица, костюмы, мимику, природу. Есть картины, которые притягивают к себе, словно гипнотизируют, и ты стоишь перед ними и не можешь отойти. И вообще, для меня лично шедевр в живописи — это то, что трогает за душу и заставляет любоваться.
Картина ялтинского художника Сергея Бочарова «Открытие Ливадийского дворца царской семьей» — как раз из этой серии. Накануне дней любования глицинией, которые в Ялте становятся уже традиционными, в Ливадийском дворце-музее открылась выставка живописных работы Сергея Бочарова. Это и пейзажи, и натюрморты, и станковые картины. Я сразу скажу, что от этого мастера кисти я в полном восторге – его картины живые и от их необыкновенной красоты просто невозможно оторвать взгляд. На выставке представлено полсотни картин, и все они – шедевры, написанные в Ялте! Но когда я подошла к основной картине – «Открытие Ливадийского дворца царской семьей», я просто ахнула. Светлая, воздушная, динамичная, ничего лишнего, хотя деталей на ней великое множество – я долго рассматривала это полотно (а оно немаленькое, 2 на 3 метра), а потом еще в моей душе играла тихая мелодия: «талант-талант-талантище!» Ну как может обычный человек с помощью кисточки и красок создавать такое?!
— Я работал над этой жанровой картиной почти 10 лет, — рассказывает Сергей Бочаров. — Такие полотна требуют большой усидчивости — нужно собрать материал, исторически точные справки, чтобы это была работа без ошибок, которыми часто сопровождаются произведения искусства. Я делал много эскизов, писал похожих людей, потому что современников не осталось, и когда я еще учился в Париже, то разговаривал с тем, кто видел царя. Еще тогда у меня была задумки, наброски, и эти наброски я использовал для этой работы. Здесь изображены все те, кто принимал участие в открытии Ливадийского дворца вместе с царской семьей. Главный герой, естественно, архитектор Николай Краснов. Вот он идет размашисто со своими чертежами. За ним — Николай II и его супруга. Они как два белых пятна в контрасте с Красновым. Вообще, вся композиция построена в светлых тонах, которые давали мне возможность передать красоту Ливадийского дворца. Светлое небо и светлый инкерманский камень, из которого построен дворец, и только глазницы окон и дверей могут дать рисунок самого дворца. И здесь, на этом полотне, есть исторические персонажи, которые были связаны с Ялтой.
— Но я таких картин, где изображено большое количество народа, видела достаточно много. Почему от вашего полотна невозможно оторваться, как будто магнит за рамкой спрятан? – интересуюсь я.
— О-о-о, вы почувствовали? — улыбается художник. — Это классическая композиция, которой владели итальянцы эпохи Возрождения. Сейчас это все почти забыто. Голубая полоска проходит в центре картины, соединяет небо с землей. Композиция построена по принципу нескольких дуг, которые соединены огромной большой дугой. Главные герои – это первая композиционная дуга, затем идут казаки, которые охраняют царскую свиту, вторая дуга — приближенные, третья – конные казаки. И огромная дуга соединяет эти три дуги по диагонали. Видите? Вот поэтому вы и не можете оторваться от этого полотна!
«Премьера» картины состоялась в Ливадийском дворце-музее. Художник готов оставить это полотно в дар музею, но при одном условии – если найдется меценат, который возместит мастеру затраты на написание полотна. 10 лет работы и создание шедевра Сергей Бочаров оценивает почти в 100 тысяч долларов. Но картина того стоит. И если такой меценат найдется, то этот шедевр станет визитной карточкой Ливадийского дворца-музея.