Сезонность на Южном берегу Крыма во многом определяет ритм местной жизни, а также серьезно отражается на работе большинства предприятий. Например, платежеспособность потребителей ялтинского Водоканала также меняется в зависимости от времени года. Летом, когда в город приезжают хозяева квартир - летних резиденций, а также осенью, когда предприятия подводят итоги курортного сезона, платежи поступают намного интенсивнее, чем в зимнее время. Нынешней весной свои коррективы внес и переходный период, который установился в Республике Крым в связи с переходом из-под юрисдикции Украины в состав Российской Федерации. Впрочем, юридическая служба КРП «ППВКХ ЮБК», одной из основных задач которой является возвращение долгов предприятию, активно работает круглый год вне зависимости от сезона и политической ситуации. Более подробно о своей работе специально для читателей «Южной газеты» рассказала руководитель этой службы Валерия Кожухова.- Валерия Руслановна, какую сумму сегодня должны ялтинскому Водоканалу потребители?
- Общая сумма задолженности превышает 38 млн. грн., в том числе более 13 млн. грн. должно население. Стоит ли говорить, что эти долги создают серьезные трудности в нормальной работе предприятия и не позволяют поддерживать жизнедеятельность систем водоснабжения и водоотведения ЮБК в удовлетворительном состоянии. Получается, что мы несём затраты, свои обязательства перед потребителями выполняем - предоставляем им услугу, а оплату не получаем. Приходится прибегать к отключениям, что также затратно и отвлекает персонал от нормального рабочего режима. Хотелось бы отметить, что в «почетный» список должников зачастую попадают люди, имеющие немалый материальный достаток.
- Удается ли взыскивать эти долги через суд? Планируется ли применение каких-либо особенных мер борьбы с должниками?
- К сожалению, в прежнее время дела некоторых наших должников, по которым суд принимал положительное решение, застревали в ОГИС: ответчика невозможно было найти по указанному адресу или выяснялось, что он неплатежеспособен. Таким образом, предприятие несло расходы, связанные с судопроизводством, а положительного результата не было. С начала этого года мы решили поменять модель отношений с недобросовестными потребителями и предложили ОГИС направлять в пограничную службу информацию о должниках, долги которых признаны судом. Теперь должники не смогут выехать за границу – их просто не пропустит пограничная служба.
- Уже есть такие прецеденты?
- Эта мера введена с начала этого года. Первые результаты мы узнаем, когда соответствующие службы подведут итоги работы в первом квартале.
- Возможно ли продолжение этой практики после того, как законодательство Крыма будет интегрировано в российское законодательство?
- Мы сейчас детально изучаем российское законодательство. Но уже сегодня могу сказать, что, во-первых, в РФ есть зеркальная норма, а значит, нам ничто не мешает продолжить эту практику, во-вторых, в России предусмотрены еще более жесткие меры по отношению к должникам, в том числе и штрафные санкции. Хочу обратить внимание, что с начала 2014 г. у нас было запланировано поэтапное введение целого ряда мероприятий, направленных на взыскание задолженностей за потребленные услуги. Конечно, сейчас, на время переходного периода, мы готовы проявить больше лояльности по отношению к потребителям, однако введение жестких мер к злостным неплательщикам неизбежно.
- Если потребитель не согласен с задолженностью, которая у него возникла, что ему делать?
- В случае возникновения спорного долга в первую очередь необходимо обратиться за консультацией в службу по работе с населением. Если ответ не удовлетворил, тогда стоит написать заявление на имя директора, чтобы ситуацию рассмотрела специальная комиссия. Если и в этом случае потребитель не получил ответ на свой вопрос, тогда последняя инстанция – личный прием директора ялтинского Водоканала Алексея Андреевича Григорьева. Каждую среду (по предварительной записи) с 9 часов мы совместно проводим прием граждан.
- Сейчас весь Крым находится в состоянии переходного периода от одной государственной системы к другой, и многие добросовестные потребители немного растерялись: как оплачивать услуги Водоканала, на какой счет, в какой валюте. Есть какие-либо разъяснения?
- Прежде всего изменения можно отслеживать на нашем сайте, также я бы рекомендовала внимательно следить за прессой. Например, в «Южной газете» мы специально публикуем самую актуальную и свежую информацию, в том числе и об изменении платёжных реквизитов.
Сейчас в некоторых банках возникли сложности с приёмом коммунальных платежей. Однако, услуги Водоканала всегда можно оплатить в кассе нашего предприятия (ул. Кривошты, 27), что получается даже дешевле, поскольку нет комиссии. К сожалению, в кассе пока мы можем принимать платежи только в гривне.
В завершении я хотела бы еще раз напомнить ялтинцам, что вода в кране – это такой же товар, как хлеб, молоко, одежда или обувь, за который каждый из нас должен платить. Оплачивайте услуги Водоканала своевременно, и тем самым вы избавите себя от многих проблем, а также будете способствовать обеспечению всех горожан высококачественной услугой.Автор: Беседовала Яна Коваленко