Об этом позаботилось государство: для получения доходов объединения совладельцев имеют право заниматься хозяйственной деятельностью. Но на практике многие их руководители к этому не готовы. В таких случаях можно посоветовать одно: не имеешь доходов — сократи расходы. Как это сделать? Для этого нужно наладить учёт расхода коммунальных услуг и обеспечить надлежащий бухучёт.
При оплате услуг по общедомовым приборам учёта и недоучёте их по квартирным приборам происходит «вымывание» средств объединения. Единые правила ведения бухучёта и учёта коммунальных услуг в ОСМД в настоящее время отсутствуют. Учёт осуществляется по усмотрению бухгалтера и зачастую бесконтрольно. Это часто приводит к нежелательным последствиям, включая возможность «приватизации» денежных средств совладельцев.
Правильно организовать учёт потребляемых услуг, обеспечить надлежащий бухучёт в ОСМД можно путём автоматизации этих работ с применением компьютерных программ «Автобухгалтер» и «Годовой отчёт». Вместо квитанций по квартплате жители получают лицевые счета со всеми расчётами по платежам и льготам. Опыт автоматизации бухгалтерского учёта в жилищных объединениях Ялты по улицам Кривошты, Московской, Киевской, Калинникова и Киевскому переулку показывает эффективность такого решения.
При учёте платежей нарастающим итогом жильцы получают информацию о своей задолженности или переплате. Это влияет на дисциплину и своевременность оплаты коммунальных услуг и ускоряет оборот средств объединения по льготам и субсидиям.
Программа «Годовой отчёт» автоматически суммирует результаты всех расчётов, выполняемых программой «Автобухгалтер» в каждом календарном месяце. Обе программы упрощают работу бухгалтера. Расходы совладельцев на содержание персонала сокращаются, пополняются резервный и ремонтный фонды объединения.
Теперь у ОСМД возникает возможность принятия на себя функций исполнителя услуг в части абонентского обслуживания жильцов на договорной основе с поставщиками услуг. Специфика ОСМД позволяет выполнить эти расчёты рациональнее, с меньшими затратами. Также возможно взять на себя и функции технического обслуживания своего жилфонда, учитывая, что поставщики услуг самоустранились от выполнения ремонтных работ в жилых домах.
По действующим «Правилам предоставления услуг отопления, водоснабжения и водоотведения», точками передачи услуг от исполнителя к потребителю в многоквартирном доме являются: по отоплению - стояки в пределах квартиры, по водоснабжению - водоразборные краны, по водоотводу - сливное отверстие санитарно-технических приборов. Эти нормы и соответствующие им тарифы установлены независимо от формы собственности дома.
Что ожидает тех, кто не может изыскать средства для надлежащего содержания своего жилья? Такие ОСМД могут быть переданы в управление специализированным управляющим компаниям. В этих случаях расходы жителей возрастают.
Внедрение автоматизации может помочь объединению и в этой ситуации. При разделении функций управления домом, когда сбор и ввод в компьютер данных по объёмам потребляемых услуг осуществляет объединение, а остальную работу выполняет управляющая компания, выгода обеих сторон очевидна. Возникают экономически выгодные отношения между объединением совладельцев и управляющей компанией.
Объединение сохраняет контроль расходования своих средств, затраты жителей на содержание управляющей компании сокращаются, а управляющая компания освобождается от неудобной для неё функции сбора данных по квартирным приборам учёта. Взаимный обмен файлами компьютерной программы осуществляется по электронной почте.
Эта инновация и почин Ялты должны быть оценены и могут быть приняты к внедрению в других городах Крыма.
Илья Двоскин,
разработчик программ «АСУКП-2014»