Архитектор получил признание при жизни, выполняя многочисленные заказы на строительство крупных сооружений, дворцов, особняков, общественных зданий, широко известных жителям и гостям Петербурга. Его талант был отмечен вниманием членов императорской семьи, он получал великокняжеские и высочайшие заказы. Высок был и авторитет М. Месмахера в художественном мире. Блестящий рисовальщик, чьи произведения хранятся в Эрмитаже, Академии художеств, Максимилиан Егорович основал школу «технического рисования», получившей дальнейшее развитие в советское время, известное как Ленинградское высшее художественное училище им. В. И. Мухиной.
В семье обрусевшего немца, ремесленника-каретника из Петербурга Георга Месмахера, Максимилиан был младшим из троих сыновей. Отец скоро умер, и семья осталась без всякой материальной поддержки. Мать Дарья Карловна, рачительная и трудолюбивая хозяйка, несмотря на бедность, сумела своим сыновьям дать хорошее образование. Старший брат Федор стал врачом, Георг — юристом, Максимилиан — архитектором.
Начальное образование Максимилиан получил в училище св. Петра в Петербурге. В 16 лет юный Месмахер поступил учеником в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Через два года юноша стал студентом Академии художеств по классу архитектуры.
Год спустя после поступления в Академию будущий зодчий был награжден Малой серебряной медалью за проект охотничьего замка. В 1865-66 г.г. он стал обладателем Малой и Большой Серебряных медалей за рисунки с натуры. В 1867 г., в год окончания «альма-матер», Максимилиан удостоился Большой золотой медали, дававшей право на четырехлетнюю оплачиваемую стажировку в Италии. Отчеты архитектора по окончании стажировки вызвали всеобщий восторг в Академии художеств. Вместе с товарищем по учебе В. Косовым Месмахер представил проект реставрации античного театра на Сицилии, в г. Таормине. Работа на Сицилии была трудной и кропотливой. Прежде чем приступить к обмерам древнего театра, ему пришлось потрудиться и как археологу, производить раскопки. Месмахер показал себя и как талантливый акварелист, представивший на суд академистов–профессоров более двухсот акварельных рисунков, созданных во время путешествия по Бельгии, Германии, Италии, Испании. В 1875 г. Академия художеств послала графические работы архитектора на Всемирную выставку в Вену, где международное жюри присудило молодому архитектору медаль «За искусство».
Получив диплом на звание академика и чин титулярного советника, Месмахер окунулся в кипучий водоворот дел.
Сооружения Месмахера в Петербурге органично вписывались в историческую городскую застройку. На 1870-80-е годы приходится пик творческой активности архитектора. Он составляет проекты внутренней отделки и иконостаса Смольного собора, интерьера дома Гагариной на большой Морской, реконструирует Дом Императорского общества поощрения художеств, строит церковь Косьмы и Доминиана на углу Знаменской улицы. Значительной и технически смелой была работа архитектора по реставрации Исаакиевского собора. В 1882 г. при его непосредственном участи проходили уникальные ремонтные работы, связанные с неравномерной осадкой здания.
В 1880-х г.г. ему поручаются заказы на проектирование дворца для брата Александра Ш - великого князя Алексея Александровича. Месмахер отделывает парадные и приемные залы дворца великого князя Владимира Александровича, создает особняк для внука императора Николая I – великого князя Михаила Михайловича. Одновременно Максимилиан Егорович работает над новой отделкой Аничкова дворца для Александра Ш и императрицы Марии Федоровны. В эти же годы Месмахер безвозмездно трудится над сооружением здания Архива государственного Совета на углу Миллионной улицы, за которое удостаивается ордена Станислава 3-й степени.
«Лебединой» песней архитектора стал музей Центрального училища технического рисования им. барона А. Штиглица, готовившее мастеров декоративно-прикладного искусства для промышленности России. Максимилиан Егорович возглавил Центральное училище с 1879 г., став его бессменным директором до 1896 г. Под его руководством создавалась методика подготовки будущих художников–дизайнеров. Месмахер сам составлял устав и программу училища, и сам читал курс истории стилей и орнаментов, вел класс акварели с натуры. Месмахер сумел возродить искусство майолики, обучив этой тонкой технологии своих студентов.
В 1892 г., после приобретения имения Массандры Удельным ведомством, новый владелец-император Александр Ш поручает реконструкцию дворцового здания, возведенного еще архитектором Бушаром для князя Воронцова, М. Месмахеру. Практически не увеличивая объемы здания (таково было желание высочайшего заказчика), архитектор расширил его за счет полуоткрытых балконов, галерей, террас. По решению Месмахера, дворец, задуманный в романтическом духе, должен был своим ярким декором вторить южнобережной природе. Именно поэтому архитектор «одевает» существующее здание в богатый декоративный убор, вводя в его оформление многочисленные декоративные элементы – фигурные кровли, изящно оформленную мансарду, разнообразные по форме дымовые и вентиляционные трубы, декоративные вазы, различные архитектурные детали, завершающие крышу и галереи. Для придания особого «звучания» дворцу, Месмахер стены здания облицовывает желтой керамической плиткой. В завершенном виде Массандровский дворец приобрел черты позднего французского барокко начала XVII в.- эпохи короля Людовика XIII.
25 января 1902 г. распоряжением главного Управления Уделов была назначена комиссия для приемки дворца. 22 марта был подписан акт об окончании строительных работ, в котором указывались некоторые отступления от первоначального проекта. Эта дата и считается днем рождения Массандровского дворца.
К сожалению, дворец в Верхней Массандре был обделен вниманием последнего царственного владельца - императора Николая II. Александр III, скончавшийся в 1894г., не увидел дворец в завершенном виде. Для его сына окончание строительных работ было только моральным обязательством перед памятью отца. Семья Николая II выезжала в Массандру только на короткий дневной отдых, пикники, государь любил охоту в окрестностях имения.
О творчестве М. Месмахера написано довольно много статей, серьезных исследований. А вот о семейной жизни Месмахера довольно скупо упоминает только известный исследователь творчества архитектора – Татьяна Тыжненко в своей монографии «М. Месмахер», изданной в 1984 г.
В 2009 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях Андрей Роденков написал о семье Месмахера и истории его любви, перед которой меркнут все современные «мыльные сериалы».
Максимилиан Егорович женился поздно, в 50 лет. Жена была моложе на 23 года. Супругой архитектора стала его бывшая студентка Варвара Андре, уроженка Мелитополя. Там ее отец, Александр Андре, выходец из Франции, был начальником молоканских колоний и основателем пяти станиц, названных по именам дочерей: Александровка, Софиевка, Настасьевка, Варваровка, Мариинка. Впервые Месмахер, будучи уже директором, увидел Варвару на экзамене в училище Штиглица и поначалу не выделял ее среди других учениц. Максимилиан Егорович был очень внимателен во всем студенткам, поэтому каждая девушка была уверена, что он именно в нее влюблен. Да и в Месмахера трудно было не влюбиться: интересный, живой, стремительный. Черные, как ночь, глаза в минуту гнева метали искры. Львиная грива волос, чуть тронутых сединой. Варвара тоже была хороша – черноглазая красавица, с толстой косой цвета воронова крыла, доходящей до колен. И смелая, и скромная, но очень способная ученица. Постепенно Месмахер стал замечать симпатичную воспитанницу. Это его внимание для Вари однажды едва не обернулось трагедией. Кто-то из злых завистниц зимним вечером облил девушку серной кислотой, когда та возвращалась домой. К счастью, обошлось. Пострадала лишь шуба и меховой воротник. С тех пор Максимилиан Егорович отпускал девушку домой только в сопровождении служителя. Но высказать свои чувства открыто Месмахер не мог. Позже он признался Варваре Александровне, что ждал черкешенку, которые, как он слышал, первыми делают предложение руки и сердца. Сам бы он никогда не решился. Варя и поступила как черкешенка, чему Максимилиан был страшно рад. Но до свадьбы дело дошло лишь через 5 лет, т. к. мать архитектора не давала благословения на брак с православной. В результате Варвара Андре не выдержала и повезла Месмахера в Германию, где состоялось их венчание в лютеранской церкви.
В 1892 г. в семье появился первенец – маленький Максик. Затем в жизни Максимилиана Егоровича настала черная полоса. Через три года мальчик умер от менингита. Архитектор после конфликта с наследниками Штиглица и А. Половцевым выехал в Дрезден. Варвара Александровна вспоминала, что муж после увольнения из училища, детища, которое он сам и создал, замкнулся в себе, став мрачным и молчаливым. На небольшой выставке, представленной в одной из витрин в залах Массандровского дворца, есть семейное фото четы Месмахеров конца 1890-х г.г. Как на нем выделяются уставшие и потухшие глаза великого зодчего!
После смерти супруга в 1906 г. Варвара Андре с дочерью Элеонорой вернулась в Петербург, где жила с сестрами до 1918 г. Вдова архитектора умерла по неосторожности. Спасая чертежи и эскизы мужа, хранившиеся в тяжелых папках, в суровое революционное лихолетье, Варвара Александровна банально надорвалась. Удивительные рисунки и чертежи зодчего хранятся в семейном архиве потомков Месмахера в Петербурге.
Массандровский дворец, как и все постройки архитектора, отвечает высоким конструктивным и функциональным требованиям. Удивительно, как в нем одинаково комфортно могли существовать и довоенный санаторий «Пролетарское здоровье», и институт вина и виноделия «Магарач», разместившийся здесь ненадолго после войны, и загородная резиденция руководителей СССР, и музей, действующий с 1992 года.
Максимилиан Месмахер намного опередил своих современников в использовании современных технологий, тонко уловил дух времени, создав на грани эпох – историзма и модерна архитектурный шедевр в Крыму – легкий, нарядный, устремленный ввысь замок в горной Массандре, хранящий поворотные моменты отечественной истории. Не стареющий, несмотря на почтенный возраст. Живи, дворец! Живи как доказательство силы таланта твоего создателя!
Ирина Плужник –
зав. отд. экспозиций
Массандровского филиала КРУ «АДПМЗ»