В конце 2003 года по евпаторийской улице имени Тараса Шевченко было не пройти, не проехать. Полным ходом шла реконструкция: меняли дорожное покрытие, на тротуарах укладывали плитку, появлялись декоративные ограждения территорий и новые фонари. Восточно-украинский национальный университет им. Владимира Даля тогда только начинал масштабную реконструкцию корпуса, и руководству вуза было не до ограждений – здание практически разобрали и собирали заново. Как известно, 2004 год был объявлен годом празднования 2500-летия Евпатории и Далевский университет решил тоже внести свой вклад – установить в Евпатории бюст человека, именем которого назван.
Одним из самых главных уроков этого великого человека является следующий: «духовная жизнь народа возможна только при живом взаимодействии с другими культурами мира». Именно таким взаимодействием пронизана жизнь нашей Евпатории – начиная от туристического маршрута «Малый Иерусалим», заканчивая общением и дружбой обычных евпаторийцев, представителей более 120 национальностей, а, значит, 120 разных культур.
Владимир Даль, проживший в Украине треть своей жизни, писатель, государственный деятель, ученый, инженер, морской офицер по образованию, врач по специальности оставил нам богатое наследство – толкование 200 тыс. слов русского языка, более 37 тыс. собранных им пословиц, поговорок, учебники «Ботаника» и «Зоология». Полное собрание сочинений Даля, без учета трехтомника пословиц и четырех томов словаря – это десять томов, включающие в себя более 100 рассказов на тему «Морские досуги» и более 150 литературных произведений разных жанров – повести, сказки, рассказы. Не зря уже в XIX веке говорили: «Комната современного человека – это стол, стул и Даль».
Далевцам казалось важным и необходимым установить бюст Владимира Даля на территории Евпаторийского отделения, но не за ограждением, то есть внутри, а именно снаружи. Пусть не прозвучит высокопарно, но Даль принадлежит миру… Евпаторийцы и гости города уважают человека, всю свою жизнь посвятившего собиранию и толкованию слов русского и украинского (украинские слова он передал для словаря Б. Д. Гринченко) языков, прожившего яркую жизнь, бывшего однокашником Павла Нахимова, другом Александра Пушкина (поэт умер на руках у врача Даля), соратником графа Василия Перовского и хирурга Николая Пирогова...
Бывал ли Владимир Даль в Евпатории, к сожалению, неизвестно. Когда он после окончания Морского кадетского корпуса (Санкт-Петербург) пять лет служил морским офицером на Черноморском флоте и вел дневник, то среди записей есть упоминание о городе Козлов (Гёзлёв – это второе имя Евпатории, по-русски – Козлов). В Севастополе Даль был неоднократно – это точно. В книге серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей) В. Порудоминского «Владимир Даль» среди иллюстраций «крымского» периода жизни Даля есть стародавние изображения Севастополя и Евпатории. Изображения других крымских городов и местечек нет.
Сам писатель и историк Порудоминский считает, что фрегат «Флора», на котором мичманом служил молодой Даль, непременно бывал в Евпатории – если и не в качестве морского офицера, что очень вероятно (в Евпатории всегда был порт, правда, не военный), то в детстве, хотя бы в качестве сопровождающего главного санитарного врача Черноморского Флота России Ивана Даля, отца «нашего» Даля, бывавшего в крымских портах с инспекционными проверками из штаба флота, который находился тогда, как известно, в Николаеве.
10 лет, как бюст Даля украшает Евпаторию. Здесь постоянно фотографируются гости города, к нему мы возлагаем цветы в памятные «далевские дни», в праздник посвящения в студенты, вручения дипломов, далевских встреч выпускников, далевских чтений, международных и всеукраинских конференций, семинаров, тренингов, поэтических фестивалей, Летних школ и институтов. Недавно далевцы посчитали – более 2500 человек возлагали здесь цветы.
Потому для всех евпаторийцев установка бюста Даля именно в Евпатории – не случайность, а закономерность, аккуратно и с любовью к человеку вписанная музой истории Клио в скрижали. Она, по-видимому, и помогла скульптору Николаю Васильевичу Можаеву сотворить именно такой образ близкого для нас Даля – он предстает перед нами как целеустремленный человек, гармоничная и цельная личность. Черты его лица (высокий чистый лоб, прямые крылья носа, роскошные усы и борода) отражают недюжинный ум, огромную волю, живой характер, а вместе с ними – сдержанность и спокойствие, доброту, общительность и доброжелательность. Это Даль, как бы идущий «во весь парус» – с развевающимися на крымских просторах кудрями, резко очерченным профилем, с твердым взором, устремленным вдаль, с ясным пониманием цели своего земного предназначения.
Евпаторийским далевцам, а их уже около трех тысяч, везет с друзьями, один из многих – заслуженный скульптор Украины Николай Васильевич Можаев. Именно его творение украшает теперь одну из самых привлекательных улиц нашего города.
Павел СТРУНИН.
Фото из архива университета