Протяженность берегоукрепительных сооружений в Крыму составляет 44 километра. Для простого обывателя пляж – это всего лишь место отдыха у воды. А для специалиста – сложное гидротехническое сооружение.
— Большинство оборудованных пляжей в Крыму и практически все на ЮБК – это гидротехнические сооружения, предназначенные для гашения волн, а буны препятствуют переносу пляжного материала, — рассказывает начальник отдела натурных наблюдений КРП «Крымское противооползневое управление» Денис Цокоров. – Большинство берегоукрепительных сооружений возводились на полуострове в 60-70-е годы прошлого века. Последние были построены в 1972-м году. Море – агрессивная среда, и за столько лет пляжи и буны подвергались воздействию волн и ветра, в результате чего разрушались. Кроме того, за последние 10 лет активизировалась деятельность человека на побережье. Хотя любое вмешательство извне в сложившуюся экосистему вызывает разрушения. Проще говоря, чем интенсивнее мы застраиваем прибрежную территорию, тем быстрее ее размывает море. Так, побережье Крыма в районе Каламитского залива уходит под воду по полтора метра в год. Полуостров теряет ежегодно до 13-ти гектаров земли. Нужно срочно отсыпать широкие пляжи, чтобы защитить берег.
Берегоукрепительные работы – удовольствие, прямо скажем, не из дешевых. Поэтому не все балансодержатели пляжей могут себе это позволить. К примеру, на аварийно-восстановительные работы набережной в Симеизе и ремонт оголовка буны №11 в районе мыса Мартьян было потрачено 14 с половиной миллионов гривен. А на капитальный ремонт пляжей от санатория «Южный Урал» до санатория «Горное солнце» потратили почти 4 миллиона гривен.
Крымское противооползневое управление зарабатывает средства на содержание берегоукрепительных сооружений, заключая договора на их эксплуатацию со здравницами и другими организациями. Львиная доля поступающих средств, если быть точным, 90 процентов, направляется на первоочередные объекты. Так, в 2013-м году предприятие за счет своих средств провело берегоукрепительных работ более чем на 8 миллионов гривен.
Но финансы – это еще не все. Гораздо больше проблем у предприятия из-за того, что местные власти заключают договора аренды земли под берегоукрепительными сооружениями и сдают их коммерческим структурам. Юристы управления не вылезают из судов, чтобы признать такие договора незаконными. Только в прошлом году таких дел в судах было порядка 30-ти. Есть и первые результаты. По решению судов снесено три капитальных сооружения, убрано 10 самовольных объектов и расторгнут один договор.
Кроме берегоукрепительных сооружений управление обслуживает ливнестоки, на ремонт и прочистку которых в прошлом году было затрачено 250 тысяч гривен собственных средств. За эти деньги было расчищено 180 километров ливневок. Но опять же, не все ливнестоки находятся на балансе Крымского противооползневого управления. За них еще отвечают местные советы и Крымавтодор. У местных властей руки до этого не доходят, да и дорожные службы вспоминают о ливнестоках только когда сель сходит на проезжую часть и перекрывает движение, как это было на 28-м километре дороги Ялта-Севастополь. Получается, что межведомственная разобщенность вредит общему делу, как по берегоукрепительным сооружениям, так и по ливнестокам.