Самая красивая площадь в Европе
Многие из нас попадают в плен стереотипов, навязанных нам телевизором. До путешествия в Италию я знать не знала о городке Сиена. На экскурсию туда отправлялась с неохотой. Заманили меня туда одним посылом – дескать, именно там находится самая красивая площадь в Европе. Я сразу представила себе нечто квадратно-помпезное, с мраморными фонтанами и позолотой на фасадах. Мы долго поднимались узкими улочками Сиены, застроенными старинными палаццо. По легенде Сиена была основана сыном Рема — Сением, который спасался здесь от преследования Ромула. Кстати, с тех пор римская волчица является символом города.
Позже на этом месте образовалось этрусское поселение, которое сменилось римской колонией при императоре Октавиане Августе.
Еще в 13-м веке правительство Сиены издало закон, по которому все фасады должны быть в едином стиле, с определенными промежутками и расстояниями и иметь сочетающиеся архитектурные оформления.
Старинный город разбит на 17 контрад – такие административные деления, у каждого из которых есть свой покровитель – улитка, слон, дикобраз, орел, гусь, черепаха и так далее. В наше время каждая контрада выставляет своего всадника на скачки, которые проводят дважды в год.
Идешь по улочкам Сиены — и дух захватывает. Как будто на машине времени переместили тебя в средние века. О том, что находишься в современности, напоминают только автомобили и мотоциклы, которые умудряются ездить в обе стороны и даже парковаться вдоль старинных домов.
После узких улочек попадаешь на площадь, где стоит Сиенский собор из белого мрамора. Вид просто восхитительный! И вот ты идешь мимо многочисленных лавочек, пиццерий, сувенирных магазинчиков и выходишь… Ах, ты попадаешь прямо на центральную площадь и несколько минут от восторга не можешь даже дышать! Ни фонтанов, ни мрамора, ни помпезности – обычная полукруглая площадь, но ты смотришь на нее и понимаешь, что это действительно самая красивая площадь в Европе. Сооружена она в форме створки ракушки и поделена на 9 секторов. На площади, прямо на мостовой, сидят туристы. Едят мороженое, пиццу, пьют вино и наслаждаются красотой. Вездесущие голуби тоже не прочь приобщиться к трапезе, и волна всеобщего благодушие накрывает тебя с головой. Есть на планете места, которые вызывают щенячий восторг своей красотой.
Флорентийские комары
В отеле Флоренции мы настолько увлеклись разглядыванием мраморного пола, что не сразу заметили множество комаров на потолке. Потом уже, когда ложились спать, решили их перебить полотенцем, но не тут-то было. Потолки трехметровые, и даже упруго-пружинный матрас не всегда подбрасывал нас прямо к цели. Номер в четырехзвездочном отеле поразил своей огромностью и изысканной отделкой.
На следующий день мы посетили галерею Уффици. Не буду перечислять подлинники картин, которые хранятся там. Мы задержались у полотна Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» — картина, любимая мною с 5-го класса, когда мы по истории изучали те времена и репродукция красовалась в школьном учебнике.
В одном из залов вывешено изображение молодой дамы в изысканно-строгом платье. Возле нее – портреты ее детей. Экскурсовод печально рассказывала, что, вероятнее всего, этот портрет был написал за несколько месяцев до ее смерти, потому что в могилу даму положили в этом же платье. Из ее многочисленных детей выжило всего два сына. Старший потом убил младшего в погоне за властью.
«А что случилось с остальными детишками?» — поинтересовалась я. «Они все умерли в младенчестве от малярии, — бесстрастно ответила гид. – Во Флоренции в те времена бродила малярия, которую успешно переносили многочисленные комары».
Я с ужасом посмотрела на своего сына. Утром, после сна в номере, мы насчитали 28 комариных укусов… Я успокоила себя тем, что нынче медицина отлично справляется с малярией, если что. И подумала о своей бестолковости. Утром, уже после комариной ночи, сдавая ключи на рецепшен, я увидела, что под каждой полочкой с ключами стоят фумигаторы! Значит, комары – это не сезонное явление, а местная, так сказать, изюминка отдыха. Но почему постояльцам не вручают фумигаторы сразу – осталось загадкой.
Кожаный запах
Флоренция – родина кожи. Продают ее везде – и в сувенирных лавках, и в магазинах, есть даже специальный кожаный рынок – огромный и разнообразный. Искала там китайские подделки – почему-то думала, что уж на рынке они должны обязательно быть. Но не нашла. Кожа – пояса, перчатки, сумки, портмоне, сапоги, курточки и даже нижнее белье – дорогая, качественная и самых разнообразных цветов.
Впрочем, мы люди культурные и шопингом не озабоченные, поэтому пошли фотографироваться с самой знаменитой скульптурой человечества – Давидом. На площади Синьории она была установлена в 1504 году. Стоит она и сегодня там, но это – всего лишь одна из точных копий. Подлинник хранится в Академии изящных искусств во Флоренции. Мы сфотографировались и с подлинником, и с копией, а потом долго рассуждали о том, почему гений Микеланджело был такой отвратительный человек в жизни? Современники отзывались о нем крайне нелестно. Но время заштриховало его ужасные черты характера, а шедевры мастера стали достоянием человечества.
Прозрачный город
Всегда боюсь ездить в те места, которые стали нарицательными символами красоты. Боюсь разочарования. В Венецию отправлялась с этим чувством – вдруг ожидания не оправдаются? Скажу, забегая вперед — даже мой 10-летний сын, когда мы покидали этот город на воде, признался, что ему хочется плакать от такой красоты. И хочется остаться здесь надолго… Но надолго – надо много средств, ибо Венеция недешева и соблазнительна. Нас сразу же повели на фабрику венецианского стекла. Там ребятишкам продемонстрировали, как из горячего стекла в течение трех минут делается изящный конь. Потом мы его купили за 10 евро. А всевозможные венецианские вазочки – это просто шедевры! Ну и цены на них шедевральные.
Модницам предложили венецианский шарф – бижутерия из бисера, которая является фишкой города. На фабрике он стоил 150 евро – цена кусачая, но некоторые дамы сразу приобрели этот эксклюзив. В магазинчиках, которые позже мы встречали вдоль каналов, такое же украшение было вдвое дешевле. Ну а на сувенирных развалах шарфик можно было купить уже за 20 евро, но – Китай.
Пообедать нам предложили в ресторане «Ла Скала» — само название не позволило отказаться. Я представила себе огромный зал с прекрасной акустикой, белые мраморные колонны, официантов с бабочкой. На деле ресторан находился на втором этаже темной улочки– на лестнице сушились полотенца, а залы обосновались в обычной тесной двухкомнатной квартирке. Но было вкусно, изысканно, морские обитатели лежали на огромном блюде, а в туалете была установлена самая настоящая ванна – видать, не совсем успели квартирку переделать под общепит.
По Дворцу Дожей, где сидел сам Казанова, мы ходили 4 часа – вначале с экскурсоводом, потом сами, боялись, что кто-то из туристов замкнет нас ради шутки в бывшей главной тюрьме Венеции. И получили просто море удовольствия от средневековой экзотики. Доброжелательные голуби на главной площади щедро садились нам на головы и на руки, а гондольеры пели песни о трагической любви.
Прозрачная, волнующая, доброжелательная Венеция дала понять, что приезжать сюда надо не на пару дней, а как минимум на неделю. Потому что отправиться на могилу своего любимого Иосифа Бродского я так и не нашла времени. А значит – все еще впереди...