— В Украине впервые произведена уникальная технологическая и сложная замена несущего каната – основного элемента канатной дороги, — рассказывает Олег Маевский, начальник территориального управления Госгорпромнадзора по АР Крым. — Основная сложность заключалась в том, что вес этого важнейшего элемента составляет 25 тонн. И эти 25 тонн конструкции были смонтированы при сложных условиях рельефа, сложных метеоусловиях, такие работы ранее не производились.
Олег Маевский держит в руках кусок того самого каната. Длиной всего метр и в поперечном сечении 44 миллиметра, он весит 12 с половиной килограмм.
Такие же некрутящиеся гладкие канаты из легированной стали есть на Южном мосту в Киеве, на Останкинской телебашне, во многих шахтах Донбасса. Новый канат заказывали в Австрии. Это изделие не серийное, делалось специально для ялтинской канатной дороги с учетом всех крымских особенностей – осенних ветров, летней жары, зимней стужи, повышенной влажности.
Кстати, старый канат, который сняли, находится в отличном состоянии. Его готовы купить несколько предприятий для дальнейшей эксплуатации. Уверены, что он еще долго прослужит на грузовых канатных дорогах. Так что хоть канат и был в хорошем состоянии, но в связи с общей модернизацией канатной дороги дошла очередь и до него. Несмотря на сложность работ, канатная дорога «Мисхор-Ай-Петри» не привлекала сторонних специалистов и всю работу по монтажу сделала своими силами.
— Чтобы подойти к этому процессу, была пройдена экспертиза в Госгорохраннадзортруда и шли очень тщательные подготовительные работы, — рассказывает генеральный директор ООО «Стартинвест»
Надежда Сванидзе. — Проектом была полностью изменена технология замены каната. Раньше канат заводили при строительстве канатной дороги тяжелой техникой. И сделали это не с первого раза. Сегодня надо было искать другие подходы. Было закуплено дополнительное оборудование, разработана новая методика. Сейчас мы готовимся получить патент на эту методику, и тогда уже наших специалистов будут приглашать на подобные работы для консультаций и помощи.
— Об уникальности нашей канатной дороги знают все – на верхнем отрезке пути на протяжении 1670 метров нет никаких опор, — рассказывает Николай Ситало, главный конструктор, начальник проектно-конструкторского отдела ООО «Стартинвест». — Но эта уникальность создавала и определенные трудности – как без опор и поддерживающих устройств поднять на такую высоту 25 тонн каната, при этом не повредив его? А при натяжении эти конструкции дают все 60 тонн. Готовили этот проект долго, существует много методов, которые позволяют поднять канат, мы разработали самый надежный. Если все правильно рассчитать, установить специальные лебедки, то все можно сделать быстро и надежно. Монтажная бригада, которая этим занималась, — это всего 25-30 человек. И еще немаловажный факт – все работы были сделаны на нашем украинском оборудовании.
Работу канатной дороги «Мисхор-Ай-Петри» высоко оценили. В этом году, как в предыдущие, ООО «Стартинвест» стало предприятием года и заняло первое место в международном экономическом рейтинге Украины. Несмотря на все проблемы, которые были в 2013-м – это и нештатная ситуация с эвакуацией туристов, и непогода в сентябре-октябре, остановка на замену каната, ООО «Стартинвест» смогло удержать экономику предприятия на должном уровне.
Как всегда, журналисты одними из первых поднялись в вагончике на плато Ай-Петри уже по новому канату. И так же благополучно спустились. Докладываем – все надежно!
Впереди у предприятия – замена еще трех несущих канатов. Но эти работы будут произведены уже в будущем. А 2013-й остался в истории предприятия, как еще один успешный год и в плане экономики, и в плане технических новинок.