В ноябре Совет министров Крыма заявил о намерении выставить на приватизацию часть государственных санаториев и пансионатов. Полуостров встал на путь разгосударствления в 1996 году, и не секрет, что первый этап приватизации здравниц вылился в фактическое их разграбление. Сегодня же и мы, и гости полуострова пожинаем последствия тех бесконтрольных действий.Особенность первого десятилетия приватизации заключалась в том, что санатории и пансионаты мошенническими путями распродавались не единым комплексом, а по частям. Сначала отходили наиболее лакомые куски – корпуса, пляжная инфраструктура. Потом шли в ход вспомогательные строения – админпомещения, склады, гаражи, которые также переоборудовались под жилье для курортников. Однако здравница – это не только корпуса, но и инженерные коммуникации: электросети, водоснабжение и канализация, система теплообеспечения, а также дополнительные территории – тротуары, дороги, зона озеленения и пр. Для поддержания инженерной инфраструктуры требуются большие вложения, и чтобы уйти от ответственности за обслуживание и оплату налогов и сборов, «хозяева» переоформляли эти части на подставные фирмы. В итоге, сегодня некогда мощные оздоровительные комплексы превратились в разбалансированные объекты с «убитым» асфальтовым покрытием, прогнившей системой водоснабжения, рвущимися от легкого дуновения ветра электросетями и с массой мало за что отвечающих собственников.
Поэтому при современном этапе приватизации нужно не допустить минусов прошлого и учесть опыт переживших те времена здравниц. Переживших и, несмотря ни на что, развивающихся ныне. Одним из таких крупных комплексов является Парк-отель «Марат», расположенный в Гаспре и представляющий бывший санаторий «Марат». Новое руководство уже несколько лет ведет работу по воссозданию целостности здравницы, о чем «Южной газете» рассказал начальник юридической службы Парк-отеля «Марат» Сергей Бабин.
– С какими результатами приватизации прошлых лет Парк-отель «Марат» сталкивается сегодня?
– Если в советское время санаторий «Марат» располагался на площади 15 га, то за период дальнейшей перепродажи объектов здравница потеряла половину территории. За этими процессами стоял днепропетровский «бизнесмен» Геннадий Петренко, занимавший в 2001-2007 годах должность директора. В период своего «правления» через фиктивные сделки он передал объекты инфраструктуры «Марата» целому ряду собственников. Например, практически все физлица, которым отошло имущество санатория, – родственники Петренко, а предприятия, на которые «переписывались» объекты, так или иначе с ним связаны.
Итогом такой бурной деятельности стало возбуждение в отношении Петренко нескольких уголовных дел по ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины («присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением»), которая предусматривает лишение свободы до 12 лет. Исходя из материалов уголовных дел, Петренко присвоил более 5 млн грн. И вот уже свыше пяти лет он находится в розыске.
А мы, оказавшись заложниками результатов преступной деятельности экс-руководителя, начали работу по воссозданию единого оздоровительного комплекса «Марат», который изначально был спроектирован и построен как самодостаточный, целостный объект с полностью автономной инфраструктурой.
– И как это воссоздание происходит на практике?
– На основании имеющейся документации и исключительно в рамках закона. Например, мы обращаемся в правоохранительные органы, в суды, которые дают юридическую оценку фиктивным сделкам, проведенным Петренко. Также со многими лицами (которые стали собственниками объектов недвижимости либо инфраструктуры, но не планировали их эксплуатацию) находим взаимопонимание в ходе переговоров.
– Но ведь коммунальные и инженерные системы с учетом их изношенности требуют колоссальных инвестиций и постоянной поддержки. Вы готовы к такому бремени?
– Конечно. Как и многие иные здравницы, находящиеся в аналогичном нашему положении, мы понимаем, что полноценно комфортные условия отдыха невозможно предоставить без комплексного единства оздоровительного центра.
Нам уже удалось возвратить в законную собственность основную часть имущества, которое противоправно выводилось на протяжении шести лет «менеджмента» Петренко: асфальтированные дороги, системы водопровода и канализации, электрические сети и др. И в настоящий момент Парк-отель собственными силами содержит эти объекты: осуществляет ремонт, уборку территории, обеспечивает охрану, освещение, надлежащее санитарное и техническое состояние.
Мы постоянно ведем работу по поддержанию и совершенствованию инфраструктуры. Например, в 2010 году реконструировали канатную дорогу Парк-отеля «Марат» к побережью, работа которой была остановлена еще в 2006 году. В этот проект мы инвестировали тогда 2 млн грн, и ежегодно вкладываем средства в поддержание данного объекта. В этом году проводим замену системы теплоснабжения.
И это я уже не говорю о проводимом капитальном ремонте корпусов, номерного фонда, столовых, киноконцертного зала «Марат», спортивных и детских площадок, зоны пляжа и иных объектов базовой инфраструктуры отдыха. Больших вложений требует профессиональное обслуживание парковой зоны, бассейнов – открытого и крытого.
Парк-отель «Марат» рассчитан на прием до 1000 отдыхающих, и мы, в отличие от многих малых отелей, не ориентированы на предоставление гостям лишь так называемого койко-места, а организовываем полноценный разнообразный отдых. Но, конечно, все эти проекты требуют серьезных капиталовложений.
– Кроме раздробленности, у многих здравниц Крыма, обладающих такой же развитой инфраструктурой, есть проблема «иждивенцев». Это когда оздоровительный комплекс вкладывает средства в развитие своих объектов, при этом воспользоваться ими пытаются многие частники. Такое на полуострове мы видим сплошь и рядом. Как дело обстоит в Гаспре?
– Ситуация аналогичная. В непосредственной близости к Парк-отелю расположено множество всякого рода мини-гостиниц, частных пансионатов. Кроме этого, на бывших 15 га самого санатория «Марат» выросли десятки небольших коттеджей, гостиных домов, которые изначально отводились под гаражи, хозяйственные сооружения, но со временем волшебным образом превратились в постоянные строения. Среди таких объектов, например, дом прокурора Евпатории.
Вот эти частники «присасываются» к Парк-отелю и самовольно подключаются к инженерным сетям. Соответственно, коммуникации несут дополнительную нагрузку, на которую изначально не проектировался комплекс. Кроме того, чужие коммунальные услуги приходится оплачивать Парк-отелю. Также из-за прокладки незаконных сетей была разрушена автомобильная дорога, восстановление которой осуществлялось силами комплекса, а от перегрузки электросетей летом, в разгар курортного сезона, в жилых корпусах была выведена из строя бытовая техника. Все это, конечно, не лучшим образом сказывается на качестве отдыха.
Дошло до того, что местные предприниматели стали расценивать Парк-отель и его инфраструктуру уже чуть ли не как свою собственность. Достаточно просмотреть объявления о сдаче жилья в Гаспре, и в той же сети Интернет вы найдете массу предложений с формулировками «квартира в Марате», «квартира в парковой зоне Парк-отеля “Марат”», «жилье в двух метрах от Парк-отеля “Марат”», «коттедж, Нижняя Гаспра, Марат», в качестве «приманки» перечисляют даже инфраструктуру комплекса. Естественно, когда отдыхающие приезжают в такие мини-гостиницы, они хотят пользоваться заявленными в объявлениях и парком, и игровыми площадками и пр.
– И какой же выход из положения вы видите?
– Мы инициировали переговоры с участием местных предпринимателей, Гаспринского поселкового совета и руководства Парк-отеля «Марат», в ходе которых планируем озвучить все точки зрения и выработать совместное решение. Наша же позиция такова: раз так сложилось, и эти мини-гостиницы уже эксплуатируют сети и территорию Парк-отеля, мы предлагаем предпринимателям узаконить использование инфраструктуры комплекса, например, через подписание договора. Это могло бы урегулировать массу спорных вопросов, в том числе и доступ их отдыхающих на территорию Парк-отеля. Пока разработан шаблон такого документа, который мы хотим совместно доработать с учетом пожеланий коммерсантов. Как только они будут готовы к диалогу, мы обязательно проведем такие слушания.
Сейчас же параллельно переговорному процессу мы продолжаем восстанавливать целостность Парк-отеля «Марат». Ведь от единства комплекса и развития его инфраструктуры выиграют все – и мы, как здравница, и жители, и гости Гаспры.
– Что получит от этого Парк-отель «Марат», понятно. Что гости соседних мини-гостиниц смогут пользоваться вашей инфраструктурой – тоже. А что выиграет поселок?
- Прежде всего с ростом числа отдыхающих увеличатся поступления в бюджет. Как налогоплательщик Парк-отель «Марат» зарегистрирован в Крыму, поэтому все налоги и сборы мы оплачиваем здесь – примерно 40% из них поступают в Ялту (это НДС, налог на прибыль, лицензии и пр.), а 60% – непосредственно в Гаспру (налог на землю, туристический сбор, экологический и подоходный налоги, сбор за спецводопользование и пр.).
И чем выше число отдыхающих, тем, естественно, больше заработают и сами гаспринцы, предоставляющие сопутствующие услуги.
Кроме обязательных отчислений, Парк-отель «Марат» ежегодно оказывает благотворительную помощь поселку. Например, Гаспринскому комбинату благоустройства в 2012 году было перечислено 150 тыс. грн, а в этом году – 200 тыс. грн.
Наступающий 2014 год в странах СНГ объявлен Годом туризма, в связи с чем основное внимание будет уделено развитию круизных, лечебно-оздоровительных и событийных путешествий. И рекреационным зонам Большой Ялты предоставляется очередная возможность продемонстрировать гостеприимство Крыма и поступательное его движение к предоставлению услуг европейского уровня. А чтобы Гаспра также могла достойно принять гостей, мы должны решить все проблемные вопросы задолго до начала курортного сезона-2014. К чему мы всех и призываем.Автор: Владлена Миркова