В аудитории Центра высшего образования инвалидов КГУ идет обычная пара. Преподаватель читает лекцию, задает вопросы, демонстрирует графику… Необычно в этом занятии то, что рядом стоит компьютер и на экране – молодой парень. Он находится в Джанкое, но благодаря современной технике сейчас он тоже – в аудитории.
Студент первого курса факультета информатики Андрей Куликов стал первым, кто участвует в дистанционном обучении. Через интернет он он-лайн слушает лекции, сдает экзамены и выполняет все необходимые задания. У парня нет рук, он – инвалид. Но благодаря Центру он имеет возможность получать качественное высшее образование. Такое же, как и другие студенты КГУ,
В Центре высшего образования инвалидов сегодня обучается 86 студентов с инвалидностью из Украины и Крыма. 36 ребят проходят обучение в специализированных группах и 50 — в интегрированных академических. За студентами закрепляются преподаватели и студенты-волонтеры, которые помогают молодежи с ограниченными возможностями принимать участие в мероприятиях, разбираться в изучении новых тем, ездить на экскурсии.
А сам центр полностью оборудован для тех студентов, которые обучаются заочно и три раза в год приезжают сдавать сессии.
— Мы подготовили комнаты для ребят с учетом их ограниченных физических возможностей, — рассказывает руководитель центра, кандидат педагогических наук, доцент Юлия Богинская. – Когда делали ремонт, то требовали от строителей, чтобы дверные проемы были не 80 сантиметров, а 90, чтобы выключатели находились на определенном уровне, а места в санузле было столько, чтобы там могла развернуться коляска. Когда оборудовали кухню, тоже учли все моменты. Смотрите, на шкафчиках нет круглых ручек, а установлены такие, чтобы люди с деформированной кистью могли легко их открыть. Именно по этой причине установлена и электроплита со стеклокерамическим покрытием – чтобы студент мог сам ее включить, просто нажав на поверхность. В комнатах и аудиториях нет порожков, чтобы ребята на инвалидных колясках могли свободно передвигаться сами.
В общем, бытовые условия здесь – отличные! Но и сам учебный процесс организован с учетом того, что ребята приезжают необычные. У каждого из них есть проблемы со здоровьем. А потому перед началом сессии со студентами работает психолог и составляет социально-психологическая карту, в которой пишет все рекомендации для преподавателей. Например, психолог пишет: давать крупный шрифт, медленно говорить, давать лекцию под запись на диктофон. А то раньше были такие случаи, когда преподаватель спрашивает – почему студент не записывает лекцию? А оказывается, он просто плохо слышит.
Здесь же, в центре, много внимание уделяется и медицинской реабилитации.
— У нас имеется прекрасный тренажерный зал, где ребята могут делать разные упражнения, — рассказывает врач Николай Костин, который ведет медицинское сопровождение студентов Центра. – Есть процедурный кабинет, в котором установлены аппараты для лечения язвенной болезни желудка, гастритов, остеохондроза, физиопроцедур. Вот аппарат в форме специальных сапог для тех ребят, которые перенесли операции на ногах – он хорошо снимает отеки, делает венозное расширение вен. Мы собрали много крымских трав и используем их для приготовления чаев, ингаляций, полосканий. Таким образом, ребята приезжают к нам не только сдавать сессию, но и оздоровиться за этот период.
В 2003-м году на базе КГУ был открыт факультет для лиц с ограниченными возможностями, а спустя пять лет, когда была реорганизация, он стал Центром высшего образования инвалидов. Пока что это единственное высшее заведение в Украине такого рода.
— Мы уже 10 лет занимаемся сопровождением детей и молодежи с инвалидностью, — рассказывает Юлия Богинская. – Ребята могут получить высшее образование по восьми специальностям: информатика, математика, история, украинский и английский языки, история, изобразительное искусство, социальная педагогика, психология. Есть две формы обучения – специализированные группы и интегрированные. Все преподаватели у нас толерантны, но в то же время — требовательны. Мы всегда студентам объясняем – вы диплом получаете такой же, как все. И вам необходимо еще больше научиться, чтобы себя проявить и вас взяли на работу.
Может, кто-то усомнится – не положат ли ребята потом диплом на полку? Возьмут ли их на работу? Но, как уверяют в Центре, более 80-ти процентов студентов после окончания вуза успешно трудоустраиваются.
— В 2008-м году у нас был первый выпуск специалистов, потом выпустили бакалавров и магистров, и за это время более 150-ти человек получили дипломы о высшем образовании, — рассказывает Юлия Богинская. — Мы отслеживаем судьбу наших студентов. Часть из них идет работать в социальные учебные учреждения, где есть такая же категория. Они ведь хорошо понимают проблемы людей с инвалидностью и готовы их решать. Некоторые работают переводчиками. Среди наших выпускников — заслуженная художница Украины, серебряный призер параолимпийских игр в Пекине по академической гребле, двукратный чемпион мира по бодибилдингу. Кстати, этот студент сам написал проект в посольство США, выиграл его и за счет этих средств создал тренажерный зал для молодежи с инвалидностью в Джанкое. Мы ему помогали – он добился чего-то в жизни, и теперь он помогает такой же молодежи. Есть студенты, которые здесь нашли друг друга и создали семьи. Они приезжали на сессии с детьми. И слава богу, что детки рождаются здоровыми. И мы видим, что наша работа нужна и важна.
Жизнь не стоит на месте, в этом году внедрили новую форму обучения – дистанционную. Первый студент Андрей Куликов из Джанкоя получает высшее образование именно так. Вскоре к такому обучению смогут подключиться и другие ребята.
— У меня просто восхитительные впечатления от работы всего коллектива! — говорит вице-мэр Ялты Елена Переверзева. — В рамках выполнения Программы Президента Украины Виктора Януковича «Украина для людей» в Ялте, как и на территории всей страны, успешно реализуются такие значимые для людей с ограниченными возможностями проекты. Работа здесь поставлена на высоком профессиональном уровне и с научной точки зрения, и с преподавательской, созданы отличные условия для проживания и учебы, для медицинской реабилитации. Я думаю, что одно из самых передовых учебных заведений в нашем городе. В Ялте уже есть и инклюзивные классы, и подобные группы в детских дошкольных заведениях, и я думаю, что это направление очень перспективное. Дети и молодежь с определенными физическими недостатками должны проживать такую же жизнь, как и их сверстники, иметь возможность учиться, получать специальность и работать по любимой профессии.