Людмила Щербатенко
Мы, краеведы, путешественницы, любители живописи и поэзии - в мастерской Заслуженного художника АР Крым Элеоноры Петровны Щегловой — с большими панорамными окнами, с видом на Уч-Кош. Этот день был сумрачный, на ущелье наползал белесый тягучий туман, а ветер сгибал ветви деревьев, срывая остатки пожухлых листьев.
Элеонора Щеглова, встречая нас, сказала, что картины, которые будет показывать, привезла с пленэра несколько дней тому назад, и мы первые увидим ее работы.
Месяц ощущений художницей рассветов и закатов, бело-розовых скал, теней с синевой, буйство осенних красок на полотнах, которые на мольберте Элеонора Щеглова выставляла, сменяя один за другим, вызывали у нас ощущение счастья от встречи с художницей.
Хмурый день за окнами отодвинулся в небытие и забылся: мы попали в мир солнца и воздуха, вода с отражением баркасов и яхт переливалась и сверкала, были полотна с туманом на горизонте и сероватым морем в ненастный день. Роскошные виноградные плантации у отрогов рифленых гор в сочных красках в дни теплого бабьего лета, когда никого вокруг, а только тишина и взгляд художницы на Природу увидели мы.
Вместе с Элеонорой Щегловой мы отправлялись в путешествия по местам Крыма с южным колоритом: домики селян в Бельбекской долине — с развевающимся на ветру бельем, у околицы нарядная ярко рыжая рябина с отраженной тенью на стене домика. Поворот головы и снова шедевр – Элеонора Щеглова рисует сельскую дорогу с колеей, наполненной дождевой водой.
А как красиво она пишет море! Оно разное. Неповторимое возле любимой бухты Ласпи и у берегов Севастополя, в Форосе, где летом жила у тети в детстве. Скалы по своей сути — это не твердь, а ожерелье на фоне бездонного неба, где своя жизнь и импульсы озарений, которые получают не все.
Нам открылся мир волшебный, интересный своей новизной разных мест Крыма, в сопровождении рассказа Элеоноры о своих впечатлениях на пленэре, когда никого нет вокруг, а только чудные мгновения жизни, которые меняются в цвете, свете, когда нужно запомнить ускользающую тень от скалы, оставить впечатление чуда в глубине себя, проработать мысленно, чтобы получилось задуманное на полотне.
И тут прилетает «Синяя птица», происходит слияние внутреннего мира художницы с незримыми изменениями в Природе.
«Где корни Вашего вдохновения и мастерства?» — спрашивали мы. Элеонора Петровна рассказала нам, что художников в роду не было, но мама красиво вышивала, узоры в ее работах благородных оттенков радовали глаз. Первым учителем живописи стала Народный художник Украины Валентина Цветкова, а она в воспоминаниях Элеоноры Щегловой была широкой натурой. Своей неуемной энергией с помощью красок она делилась с людьми радостью в работах, наполненных пьянящими запахами весны в фиолетовом тумане глициний на серой кладке стены и бело-розовым облаком в цветах распустившегося миндаля. Многие видели нежность в цветущих деревьях, но никто не писал их так, какими мы видим их на картинах Учителя.
Элеонора Щеглова нашла свой стиль и манеру в живописи, которая манит, притягивает взгляды и характерна только этому светлому, доброму, вдумчивому Мастеру.