— В молодости я хотел пойти учится в геологоразведочный техникум, — вспоминает учитель физики и астрономии Фороссого УВК Леонид Сластихин. — Но приехала сестра и меня отговорила. Мол, будешь в горах и лесах весь год пропадать. Какая уж там личная жизнь! А учитель все лето отдыхает. Уговорила меня идти на педагога. Так я поступил в Кировский педагогический институт на учителя физики и химии. Только намного позже, через 10 лет, поняли, что это две очень сложных науки, и решили их разделить. Но физика мне всегда была ближе и я ею увлекся всерьез.
Еще в институте Леонид Павлович возглавил студенческое научное общество. Вместе с преподавателями работали над серьезной темой — микротвердость четвертных систем. В то время эту тему разрабатывали только два ученых. Работы велись в одном из университетов Италии и в Кировском институте. Научные опыты группы студентов не пропали даром. Вместе с руководителем им удалось открыть вторую эвтектику, что уже было достижением.
Как активному и успевающему студенту Леониду Сластихину не отказали на выпуске в просьбе распределить в родную для него Кировскую область. Вместе с молодой женой, учителем математики, они попали в поселок Лайск, который стоял на месте Великого Шелкового пути. Школа была большая, одних только учеников 700 человек. С первых же уроков молодой учитель понял, что сделал правильный выбор, став педагогом. Работать с детьми ему нравилось. За восемь лет он оборудовал прекрасный кабинет физики. Правда, условия были не самые простые. Зимой приходилось вести уроки в валенках — в классах было холодно. Жена начала терять голос. На семейном совете приняли решение переехать в Крым, где у Леонида Павловича жил дядя.
— В селе Терновка Бахчисарайского района только сдали новую школу, и учителя им были позарез нужны, — рассказывает Леонид Сластихин. — Колхоз памяти Ленина был очень богатый и денег на школу не жалел. Я закупал для кабинета физики любое нужное мне оборудование. А на дворе был 1972 год. Меня беспокоило, что школьников осенью привлекали на уборку урожая. Весь сентябрь и октябрь они трудились в поле, а потом приходилось в течение года нагонять программу. Но изменить ситуацию я не мог. А в 1975 году я узнал, что в Форосе школу перевели из начальной в среднюю. И им как раз нужны были учителя физики и математики. Я сразу же согласился переехать в этот поселок. Тем более, был у меня отличный стимул, вернее, даже два. Первый – нам сразу дали однокомнатную квартиру. А второй — меня поставили завучем. Мужчины в педагогическом коллективе всегда были в дефиците, так что ездил за новыми пособиями и оборудованием я. Естественно, что для кабинета физики старался взять побольше, посовременнее.
Но особая гордость Леонида Сластихина – это все же не кабинет и не оборудование, а его ученики. Фотографии лучших учащихся, которые в изучении физики добились определенных успехов, он разместил у себя в кабинете. Гордиться учителю действительно есть чем. Антон Вакуленко был призером двух международных олимпиад. Сейчас парень учится в Киевском университете имени Шевченко на радиотехника. Андрей Щепетков занял первое место в Симферополе на республиканской олимпиаде. Владислав Титов был призером олимпиад с седьмого класса, а сегодня учится в университете на факультете ядерной физики. Педагог подготовил 29 действительных членов Малой академии наук. Можно с уверенностью сказать, что все эти дети полюбили физику, столь сложную науку, благодаря своему учителю.
Сам Леонид Павлович полюбил физику еще в школе и ходил на радиокружок за семь километров. Ему еще в школьные годы было очень интересно, как устроена Вселенная, каким законам она подчиняется. И физика очень четко отвечала на эти вопросы.
Ребятам на его уроках тоже интересно. Ведь уроки Леонид Павлович ведет не сухо, не строго по параграфам. Постоянно со своими учениками он ставит опыты, проводит лабораторные работы, ставит эксперименты. Ученики могут не только прочитать в учебнике тот или иной закон, но и испытать его верность прямо на практических занятиях. В классе также есть два телескопа. Каждый четверг утром дети смотрят на солнце и фиксируют количество темных пятен. По солнечной активности они учатся определять, какая будет погода в ближайшее время. А начиная с третьего класса школьники ходят на кружок астрономии. У них интерес неподдельный. Вместо скучной лекции каждый раз — лабораторные работы. Со старшеклассниками учитель вечерами изучает планеты и луну. Ребята даже рассчитывают период вращения солнца. Представляете, как это интересно – самому рассчитать период вращения, а потом убедиться, что ты сделал это правильно! Так, наверное, и зарождается любовь постигать мир самостоятельно. А учитель – лишь проводник на этом увлекательном пути.
— К сожалению, предметов в учебной программе много и она очень перегружена, — считает опытный педагог. — Детям сложно все запомнить. Перегруженность приводит к тому, что каждый урок начинается с новой темы. А вот на закрепление предыдущей нет времени. Это плохо. Важно ведь не только учить, но и запоминать. Часы по физике урезали до одного часа в неделю. И это в век научно-технического прогресса! Да и с математикой у школьников проблемы. Приходится на уроках физики подтягивать навыки счета. Иначе ребятам трудно освоить программу. Лет 10 назад астрономию вообще убрали из обучения. Как можно было так поступить? Это же одна из самых древних наук. Сейчас вернули, но часов очень мало. У нас в школе я настоял, чтобы астрономию давали чаще, но опять же за счет других предметов.
— Вообще, я строгий учитель и дисциплина у меня на уроках железная, — говорит Леонид Павлович. – Но на компромиссы иду. В школе запрещено пользоваться мобильными телефонами. Я разрешаю использовать калькуляторы, а они чаще всего у детей в мобильных телефонах. Вот так и находим взаимопонимание. Если говорить о программе обучения, то она не только перегружена, но и не совсем продумана. Я, например, считаю, что не имеет смысла обучать детей информатике со второго класса. Ведь к этому времени школьники уже разбираются в компьютере лучше нас. А вот основы программирования в старших классах давать можно. Есть темы, которые повторяются в разных предметах. И это тоже лишнее. Я знаю, о чем говорю. У меня есть наработки по обобщению опыта обучения по девяти направлениям. Я часто провожу открытые уроки и показательные занятия.
Физику Леонид Сластихин считает интересной, но тяжелой наукой, как для учеников, так и для учителей. Форосской школе он отдал 38 лет своей жизни. Уже 12 лет как на пенсии, но продолжает работать и делает это с полной самоотдачей. Он гордится своим классом, потому что своими руками оборудовал его учебными пособиями и приборами. Ветеран педагогического труда считает, что с профессией ему повезло. В личной жизни тоже все сложилось хорошо. Его супруга Вера Дмитриевна уже на пенсии, но всю жизнь работала рядом с ним учителем математики. Было у кого и совета спросить, и школьными радостями поделиться. Они вместе воспитали двух сыновей. Старший работает в театре мастером по подвижным моделям, а младший закончил карьеру летчика-штурмана и теперь обучает авиадиспетчеров. Так что Леонид Павлович считает и его в какой-то степени педагогом.
— За полувековую карьеру учителя мне довелось своими руками создать с нуля несколько десятков кабинетов физики и всегда руководство шло мне навстречу, — говорит Леонид Сластихин. — В Форосе учителя чувствуют себя комфортно. Поселковый совет выплачивает нам надбавки, заботится о школе, всегда интересуется, что надо учителям и ученикам. Я бы еще заказал себе новых приборов, и поселковый совет готов оплатить, но там какие-то проблемы с проплатами. А так все оборудование у меня в рабочем состоянии, хоть и не новое. В следующем году хочу передать дела молодому педагогу, которая пока еще учится. Хотя мне уже 72 года, в школу буду приходить, пока могу ходить. И буду помогать коллегам, чем смогу. Ведь школа — это вся моя жизнь.