Расширение культурно- оздоровительной сети хотят провести за счет объектов незавершенного строительства, что позволит в пиковые месяцы курортного сезона увеличить количество неорганизованных отдыхающих до 34 тысяч, а общее число туристов в городе составит 142 тысячи. Это при том, что в Ялте проживает менее 80 тысяч человек.
Городские власти отказались от идеи разработать генплан всей Большой Ялты, да и решение хозяйственного суда по этому вопросу не в пользу города.
—Мы не рассматриваем Большую Ялту, а только город,— пояснил мэр Ялты Сергей Илаш.— В поселках разрабатывают свои генеральные планы, а в Ливадии и Кореизе они уже есть.
Новый генплан разрабатывался с учетом предложений и замечаний общественности. Так, нового кладбища выше Васильевки не будет. Планируют расширять верхнюю территорию в районе Иссар. Это предусмотрено генпланом Ливадии.
Больше всего проблем у проектировщиков и архитекторов вызвал транспортный раздел. Чтобы разгрузить город и трассу Ялта-Севастополь, предлагается строительство сквозного тоннеля от речки Быстрой до Водопадной под холмом Дарсан. Как вариант, можно построить объездную эстакадную дорогу для транзитного транспорта.
— Протяженность тоннеля составит 3750 метров, а залегать он будет на глубине 50- 60 метров, — пояснил главный архитектор Ялты Владимир Приступа. — Технически это возможно. При этом в планируемом под строительство районе земля под крупные объекты выделяться не будет. Не исключено, что проезд по тоннелю будет платным.
От автовокзала в центр для приезжающих в город туристов хотят построить или канатную дорогу, или монорельсу. Подобный опыт оказался очень удачным в Лондоне, где в центр города идет подвесная дорога. Есть в генплане еще две канатные дороги — от культурного центра на улицу Мухина и в центр с Чайной горки.
Особое место специалисты отвели многоуровневым парковкам на 200—300 машин каждая. К примеру, после реконструкции овощного рынка на улице Киевской появится парковка на крыше рынка на 300 мест. Под площадью Советской будет подземный паркинг на 200 машин. Многоярусные парковки можно построить на улицах Руданского, Блюхера (в районе старого кладбища) и Красных партизан.
Если все перечисленное выше лишь далекие планы, то овощной рынок может преобразиться уже в следующем году. Эскизный проект готов. Рынок будет одноэтажным, но с парковкой на крыше. Если проект утвердят, то инвестор обещает провести реконструкцию за один год. При этом работы хотят вести в два этапа, чтобы реализаторы могли торговать.
— Проект реконструкции мы еще обсудим с предпринимателями, которые работают на рынке, — уточнил Сергей Илаш. – Потом свои замечания дадут специалисты на градостроительном совете. Пока готов только эскизный проект.
Отдельно градоначальник остановился на перспективе жилого фонда. Из 1158 жилых домов практически все требуют капитального или текущего ремонта. На каждый дом составлен паспорт, где предусмотрено утепление стен и крыш. На примере домов 33,34 и 35 по улице Ударника мэр показал, как планируется реализовывать программу «Микрорайон». На придомовых территориях предусмотрены спортивные и детские площадки, стоянки для автотранспорта. Сразу возник вопрос — где взять деньги на реализацию столь масштабной программы?
— Будем презентовать проект банкам и жильцам микрорайонов, — ответил Сергей Илаш, — Хотим, чтобы ялтинцы и инвесторы вместе финансировали благоустройство жилья и дворовых территорий. Да, основные затраты понесет инвестор, а жильцы лишь какую- то часть, но тогда они будут бережно относиться к тем же детским площадкам, подъездам и лифтам.
Позаботились проектировщики и о сохранности зеленых насаждений.
— Ни одно дерево снесено не будет, — заверил Владимир Приступа. — Наоборот, на Дарсане 10 гектаров запланировано под общественный парк.
А вот во дворах главный архитектор посоветовал местным жителям самим подрезать кусты и деревья и высаживать новые насаждения.
Интересно выглядит предложение о расширении мола в пассажирском порту. Если найдется инвестор, то ему разрешат сделать насыпной полуостров с пляжем и бассейном. Модернизация жилого фонда на улицах Московской и Киевской путем выкупа домов и расселения жильцов в новые микрорайоны вошла в генплан из проекта 2007 года. Но опять же, если это заинтересует инвесторов. Если раньше хотели построить троллейбусную линию из Ялты в Севастополь, то на этот раз решили ограничиться Ливадией.
— Мы видим, как город меняется у нас на глазах,— подытожил Сергей Илаш. — Генплан — это перспектива развития территории на 25 лет. Это не значит, что все удастся реализовать, но у нас есть четкое понимание, что будет строиться и где вообще можно строить.