Вадим Рутковский специально для Феодоро.РУ из дождливой Москвы с ностальгией о солнечной Ялте
В детстве я очень любил слушать сказки – мне их рассказывали и читали мама, бабушка…
Я был благодарным слушателем — не перебивал рассказчика, был сконцентрирован и внимателен, а после радовал взрослых умными вопросами по содержанию прослушанной сказки.Со временем я стал задаваться вопросом: а что же такое — сказка? В чем ее отличие от других литературных жанров? В «Словаре литературоведческих терминов», подаренном мне моим отцом, я прочитал следующее:
«Сказка — один из основных жанров народного устно-поэтического творчества. Сказка — преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Термином «сказка» называют разнообразные виды устной прозы: рассказы о животных, волшебные истории, авантюрные повести, сатирические анекдоты… Положительные герои волшебных сказок — Иван-дурак, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие — носители высокой морали, воплощение народных идеалов. Светлому миру положительных сказочных героев противопоставляются темные силы сказочного царства — Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое…»
Немного повзрослев, я стал догадываться, что сказка — это не просто увлекательное повествование с фантастическим сюжетом. Интуиция подсказывала мне, что сказки народов мира содержат в себе более глубокую информацию. Надо только научиться понимать глубинный смысл сказочных рассказов. Мне стало казаться, что сказка — это зашифрованное информационное послание из прошлого в будущее. Подтверждение своей гипотезе я неожиданно нашел у эллинистического мыслителя III века до нашей эры Эвгемера, который в своем трактате «Священная хроника» высказал замечательную мысль, что «мифология — это облеченная в чудесное история».
Узнав о том, что на Южном берегу Крыма, недалеко от Ялты есть музей, который называется «Поляна сказок», я немедленно помчался туда.
В отличие от персонажа замечательной повести-сказки братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» обаятельного, говорящего кота Василия, который ни одной сказки и ни одной песни не знал больше чем наполовину, искусствовед-консультант «Поляны сказок» Владимир Кемпа знает сотни мифологических и легендарных сюжетов от пролога и до финальной сцены. Радушно согласившись быть моим персональным экскурсоводом, он повел меня по самым заповедным тропинкам вверенного ему музея, совершив плавное погружение в удивительный мир «преданий старины глубокой».
Затаив дыхание, я внимательно слушал увлекательный рассказ Владимира Викторовича и с изумлением наблюдал, как передо мной оживают хорошо знакомые с детства сцены из сказочных историй, порожденные яркой фантазией различных народов.
Вот могучий богатырь Святогор. В одной из древних русских былин говорится, что в его кармане помещался Илья Муромец вместе с лошадью.
Чуть поодаль на холме высится фигура вещего Бояна, поющего славу земле русской. Это о нем говорится в знаменитом «Слове о полку Игореве»:
«… Однако начаться песне
по былинам сего времени,
а не по замышлению Бояна.
Вещий Боян,
если о ком-либо
пропеть замыслил,
то разлетается
мыслью-белкою по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаком.
Памятовал Боян и праотцев
древние войны!...»
Обе скульптуры выполнены из бетона, украшены мозаикой из мрамора и керамической плитки. Меч, щит и шлем Святогора сделаны из меди.
А это Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Для осуществления своего замысла скульптор выбрал алюминий — материал, который в начале XIX века, когда он был открыт, называли «глинием» и «серебром из глины». Его легкость и пластичность позволили создать образ, исполненный женственности и лиризма. Автор запечатлел момент превращения птицы в красавицу-царевну в узорчатом сарафане и высоком кокошнике. Это превращение происходит на глазах у удивленного и очарованного князя Гвидона.
В наши дни любознательный православный читатель, изучая Жития Святых, иногда встречает в этих текстах упоминания о древних божествах, относящихся к языческому периоду нашей истории. Например, в жизнеописании пламенного миссионера и неутомимого борца с язычеством преподобного Авраамия Ростовского рассказывается о таком эпизоде из жизни святого:
«…Авраамий тщетно пытался сокрушить идола языческого бога Велеса, стоявшего на Чудском конце города. Однажды монах повстречал старца-странника и рассказал ему о своей печали. Старец открыл Авраамию, что он сумеет сокрушить идола лишь в том случае, если посетит Царьград и помолится там в храме Иоанна Богослова. Не раздумывая, монах отправился в далекий путь.
Решимость Авраамия была вознаграждена немедленно. Отойдя от Ростова всего лишь на четыре версты, монах на берегу речки Ишни повстречал «человека страшна, благоговейна образом, плешива, взлыса», с «брадою круглою великою». То был сам Иоанн Богослов. Он вручил Авраамию чудесный жезл с изображением Христа и сказал, что этой «тростию» монах сможет наконец сокрушить идола. Так оно вскоре и случилось. Велес был повержен, а на месте языческого капища Авраамий основал монастырь с храмом во имя Богоявления…»
Интересно, а как выглядели все эти перуны и велесы? На «Поляне сказок» можно узнать и об этом.
Экскурсия закончилась. Необычайно интересная и очень содержательная лекция Владимира Викторовича произвела на меня очень сильное, яркое впечатление. Я подумал, что если бы с нами был кот Василий, то он непременно вспомнил бы содержание всех сказок, которые когда-то он знал.Автор: Фото с официального сайта «Поляны сказок» (polyana-skazok.org.ua)