«Не себе, а Родине»
В память о первом владельце курорта Гурзуф Петре Ионовиче Губонине планируется установить памятник и назвать его именем центральную площадь при въезде. Вероятно, и грядущий 2014 год будет официально объявлен в Гурзуфе годом Губонина.На наши вопросы отвечает Гурзуфский поселковый голова А.Н. Сандул.
– Чем лично вам в первую очередь симпатичен Губонин?
– Не так много у нас в истории примеров, когда бывший крепостной благодаря исключительно своим незаурядным качествам получает звание дворянина и статского советника. Мы можем только предположить, какой яркий был характер у этого человека, какой непростой путь он прошёл, чтобы стать русским купцом 1 гильдии, строителем железных дорог, промышленником и меценатом…
И не случайно на его гербе были начертаны слова «Не себе, а Родине».
Получив солидную прибыль после удачного строительства железнодорожного пути от Севастополя до Лозовой, Пётр Ионович вплотную занялся освоением территории, которая занимала площадь современных санаториев «Пушкино» и «Гурзуфский».
И уже через сто с небольшим лет современники скажут: «Общий вид гурзуфских сооружений, обстановка и желание доставить приезжему всё возможное напоминает собой заграничный курорт. В сущности, это единственное русское лечебное место, поставленное на широкую ногу». Так высказался в 1897 г. известный доктор и деятель курортного благоустройства Е.Э.Иванов в своей работе «Ривьера и Южный берег Крыма».
– Да, именно в Гурзуфе был создан первый курорт на Южном берегу. И это заслуга Губонина. Он пытался придать ему характер заграничных лечебниц, выстроил несколько гостиниц и дач, в которых могли отдыхать представители различных социальных слоёв. Пётр Ионович построил аптеку, приёмный врачебный покой, расширил парк. При постройке гостиниц и дач использовался местный плотный известняк, к ним пристраивались просторные деревянные веранды. Тогда же появились в Гурзуфе и купальни.
– А чем ещё обязаны мы Петру Ионовичу?
– «Ночь»! Это один из лучших фонтанов на Южном берегу, все гости Гурзуфа неизменно стремятся сфотографироваться у этого сооружения, справедливо называя его сказочно красивым. Копию этой скульптуры Губонин приобрёл на Венской всемирной выставке, её автором был немецкий профессор Бергер. Позже оригинал фонтана был разрушен, так что Гурзуф – обладатель единственной в мире сохранившейся копии.
Пётр Ионович был человеком дела. Вслед за Ялтой только Гурзуф может похвастаться километровой набережной. А что ещё больше всего может привлечь к нам туристов? То есть он заложил основу благосостояния, в том числе и современных жителей Гурзуфа, доход которых в большей степени обеспечивается именно за счёт отдыхающих. Промышленности у нас нет никакой. Но есть прекрасный климат и набережная, которую построил Губонин. Да и в военном Гурзуфском санатории, который он основал, трудятся около пятисот сотрудников – жителей Гурзуфа. Так что этот человек незримо и сегодня присутствует рядом с нами. И, конечно, наш долг чтить его память, быть благодарными потомками.
И даже если на строительство памятника не найдётся средств в местном бюджете, мы будем искать другой выход, привлечём какие-то пожертвования, найдём меценатов, но отдадим дань уважения этому необыкновенному человеку.