Совсем недавно в рамках Международного фестиваля «Психология третьего тысячелетия» в Ялте уже во второй раз прошла благотворительная ярмарка по сбору средств для детей, лишенных родительской опеки. Собранной суммы, 36 тыс. грн., хватило, чтобы оборудовать компьютерный класс для республиканского учебного заведения «Алупкинская общеобразовательная школа-интернат I-III ступеней».Как рассказала координатор социальных акций фестиваля Екатерина Деркач, ярмарка традиционно разместилась в холле гостиницы «Ялта-Интурист». На прилавках выложили более тысячи вещиц, специально привезенных участниками фестиваля: серебряные украшения и бижутерия, рамки для фото, картины, посуда, игрушки и многое другое.
- Ярмарка добрых вещей - это не ширпотреб, а те вещи, которые еще могут послужить другим. Те, которые раньше представляли ценность для человека, а сейчас просто пылятся, но кому-то другому именно такой вещи и не хватало, - пояснила Екатерина Деркач. – Главная особенность мероприятия - у вещей нет ценников. Все желающие смогут принести что- то свое и взять понравившуюся вещицу, оставив взамен любое денежное пожертвование.
Компьютерный класс – давняя мечта директора школы-интерната Ирины Кулабуховой. Она рассказала, что организаторы фестиваля «Психология третьего тысячелетия» еще весной 2013 года приехали в школу-интернат с угощениями и небольшими подарками, привезли с собой артистов, устроили кукольный спектакль, провели мастер-класс по хэндмэйду – дети изготовили около полусотни брелочков, которые также были представлены затем на ярмарке добрый вещей.
- Когда они провели ярмарку, то собрали неплохие деньги – спасибо людям, которые поддерживают благотворительность, - делится Ирина Леонидовна - У нас есть мечта – создать хороший конференц-зал и там же кабинет информатики. Но в тот раз организаторы уже пообещали детям, что повезут их на экскурсию. Вся школа тогда посетила Алуштинский дельфинарий и музей «Крым в миниатюре». Всем очень понравилось. Но они обещали про нас не забывать и помочь с компьютерами. И вот сдержали свое слово.
Алупкинская школа-интернат – одна из пяти санаторных школ различного профиля в Крыму. Это учебное заведение существует с 1944 года. Изначально здесь был детский дом для детей, родители которых погибли в Великой Отечественной войне. А в 1966 году она была превращена в санаторную школу-интернат, причем специфика расположения учреждения (на Южном берегу Крыма, в зеленой парковой зоне) определила его назначение – это санаторное учебное учреждение для детей с малыми и затихающими туберкулезными формами. Все детишки сюда попадают по направлениям из диспансеров полуострова.
Сейчас здесь 14 классов, в которых на данный момент обучается 258 детей с 1 по 11 классы. Есть и отличная лечебная база: изолятор, ординаторская для докторов, ингаляторий, физиотерапевтический кабинет, кабинет ароматерапии и аэроионной терапии, массажа, стоматология.
- Наша школа-интернат подчиняется Министерству образования АРК, а комплектует всем необходимым нас Минздрав, - рассказывает Ирина Леонидовна. – По нормативным документам, которыми мы руководствуемся, дети здесь пребывают один год. Но, к сожалению, этого не всегда хватает. Я считаю, что существующее положение несовершенно, ведь дети, у которых родители больны туберкулезом, не должны находиться с ними в контакте, а взрослые, как правило, за год не вылечиваются - ребенок опять возвращается в очаг. А для детей с локальными формами туберкулеза, годового реабилитационного периода в нашей школе бывает недостаточно. Наша задача – продолжить процесс лечения после больницы, и не всегда за отведенное время это удается. Но установленная норма должна изменяться на государственном уровне.
Естественно, помимо восстановления здоровья детям, отставшим от школьной программы за время лечения, необходимо за короткий промежуток времени наверстать упущенное. Для этого в Алупкинской школе-интернате трудится прекрасный педагогический коллектив, создана комфортная среда пребывания.
- Работа у наших педагогов специфическая, ведь дети каждый год меняются, - рассказывает директор учреждения. – Но они прекрасно справляются. Урок здесь меньше обычного на пять минут, в основном мы делаем упор на здоровьесберегающие технологии, которые позволяют в течение урока увидеть результат своего труда – когда ребенок чувствует успешность, у него появляется интерес и он становится более активным участником процесса. Оценки при этом все равно ставим всем, кроме первоклассников.
По завершению пребывания здесь ребенок получает табель и оценки, полученные в интернате, заносятся в его личное дело. Здесь же сдают и ВНО – все как в обычной школе. Большой процент выпускников поступает затем в вузы. Интересно, что детишки, которые прошли через болезнь, нередко выбирают именно медицинское направление. По словам Ирины Леонидовны, за последние годы четверо из них пошли в медицину. Значительная часть старшеклассников своей будущей профессией выбирает также и педагогику – учителя, вкладывающие душу в детей, прививают такой интерес к работе учителя.
Сегодня коллектив Алупкинской школы-интерната - это более 130 сотрудников: 53 преподавателя, 17 медицинских работников, 11 человек в пищеблоке и обслуживающий персонал. В основном люди здесь работают по зову сердца и велению души - стабильно и подолгу. Приходят и молодые кадры, среди которых, кстати, есть и бывшие ученики.
- Нам очень повезло с друзьями нашего учреждения, - делится Ирина Леонидовна. – Нас окружают прекрасные отзывчивые люди. К примеру, организаторы фестиваля «психология третьего тысячелетия», которые уже целый год поддерживают нас. В этот раз несколько наших воспитанников в рамках фестиваля поучаствовали в открытом уроке, который проводил Пато Амонашвили, сын Шалвы Амонашвили – известного педагога, который пропагандирует гуманную педагогику. Урок был записан на видео, и мы будем его презентовать на ближайшем педсовете, чтобы наши учителя переняли этот бесценный опыт. Думаю, какие-то наработки мы вполне сможем интегрировать и в наш учебный процесс.
На собранные на ярмарке деньги нам приобрели два современных ноутбука, два профессиональных радиомикрофона, две электрогитары «Ямаха», две обычные акустические гитары, пять флейт, два альта и барабаны. Все это очень пригодится, так как у нас есть музыкальные кружки, где дети обучаются игре на различных инструментах, приобщаясь к искусству. В ближайшем будущем мы очень хотим создать собственный ансамбль, нам нужен для этого только синтезатор.
А еще недавно нам сообщили, что эти же люди же оплатили нашей школе поездку 40 старшеклассников в Севастополь – на панораму и диораму.
Не забывают о школе-интернате и официальные власти Алупки, хотя та и не состоит на балансе города.
- Когда бы мы ни обратились, в городском совете нам помогают с транспортом, дарят подарки на праздники: например, на 1 сентября нам презентовали современный телевизор, который мы теперь используем в учебном процессе. У нас прекрасный попечительский совет, в который входят предприниматели города. А возглавляет его секретарь горсовета Андрей Козинский, который оказывает просто неоценимую помощь интернату: при его участии заменены двери и окна в учебных классах, сделано еще много улучшений, - благодарит директор Ирина Кулабухова. - В свою очередь мы постоянно участвуем в жизни города: на 9 мая готовим концертную программу, наши ученики участвуют во всех праздниках – у нас есть музыканты, танцоры, вокалисты, чтецы, цирковая студия. Мы участвовали в городском конкурсе команд КВН, в «Зарнице», в спортивных состязаниях.
Очень интересно в школе-интернате организованы выпускные вечера – уже традиционно это проходит в альгамбре Воронцовского дворца. Именно там вручаются документы и альбомы фотографий, там же проходит концертная программа, подготовленная своими же силами. Не все дети из отдаленных районов Крыма имеют возможность побывать в Ялте, увидеть все здешние красоты, вот руководство школы-интерната и старается дать им такой заряд доброты и позитива. Там же, во дворце, с видом на море и горы, проводится часть уроков – по английскому и украинскому языкам, по истории и литературе.
- Но даже при такой разносторонней поддержке есть у нас и нерешенные насущные проблемы: несмотря на стабильное финансирование как нахождения детей (пятиразовое сбалансированное питание, обязательное присутствие в рационе овощей и фруктов), так и работы коллектива, оплату коммунальных расходов, хотелось бы большего внимания к оборудованию классных комнат и специализированных кабинетов, - рассказывает Ирина Леонидовна. – Я также хочу создать мультисенсорную комнату: современные дети часто имеют поведенческие расстройства, особенно в подростковом возрасте, и для них подобные сеансы жизненно необходимы. Конечно, мы и сами зарабатываем – летом сдаем помещения под лагерь, здесь останавливаются творческие коллективы, приезжающие на различные фестивали в Алупку. Но, к сожалению, нынешний курортный сезон оказался не очень удачным, и вырученная сумма оказалась существенно ниже ожидаемой.
Хочется верить, что столь прекрасное и удивительное учебное заведение, как Алупкинская школа-интернат, помогающее деткам поправить пошатнувшееся здоровье и при этом сделать их пребывание вдали от родителей максимально комфортным, интересным, полезным, обретет еще немало хороших друзей и верных помощников, с чьей помощью сможет реализовать все планы и задумки, ведь здоровье подрастающего поколения – задача номер один.Автор: Дмитрий Сербин