«Повезло же кому-то жить на Южном берегу Крыма!» - думают многие туристы, приезжая сюда отдыхать и выкладывая за этот отдых приличные суммы денег.
В свою очередь многие местные жители мечтают о том, как бы поскорее дождаться отпуска и улизнуть куда-нибудь в заморские края. И вовсе не потому, что они не любят родной город, а потому, что вполне закономерно хочется сменить обстановку, познакомиться с другой культурой, особенностями развития различных курортных регионов и, конечно же, сравнить, «как у них» и «как у нас».Не знаю, кто как, а я всегда возвращаюсь домой, испытывая смешанное чувство огромного восторга и глубокой печали. Восторг от того, что каждый раз убеждаюсь: Ялта – лучший город на земле. Но при этом, имея огромнейший потенциал в сфере развития туризма, мы используем его очень неумело и даже как-то топорно. Словно дорогим мобильным телефоном колем орехи. И это печально!
В этом году мне впервые довелось побывать в соседней Турции. Первое, что бросилось в глаза, это очень похожие на ЮБК пейзажи. На фотографиях, которые были сделаны на фоне гор в отеле на берегу Средиземного моря, кажется, что мы находимся где-то в Симеизе или Алупке. При этом мне показалось, что растительность ЮБК намного богаче и приятнее турецкой. И уж точно Турция уступает нашему региону по количеству достопримечательностей и объектов показа. Чего только у нас нет: дворцы, парки, храмы, музеи, памятники культуры, архитектуры, природы… Причем, чтобы добраться до всего этого великолепия из Ялты или поселков, требуется максимум пара часов.
В Турции развлечения для туристов очень часто «высасывают из пальца». И надо отдать должное местному населению, которое с этим успешно справляется, организовывая рыбалки, вечеринки, поездки на квадроциклах… Для того, чтобы посетить действительно интересные в культурном и историческом плане места, необходимо проделать многочасовой путь на автобусе или лететь на самолете. Чтобы туристы получили максимум впечатлений от отдыха в Турции, местные турфирмы организовывают чартерные авиарейсы из Анталии не только в Стамбул, но даже в Израиль.
Что немаловажно - в стоимость экскурсий, как правило, входит весь перечень услуг, которые могут быть в пути, начиная от переезда, перелета, питания, проживания в отелях и заканчивая входными билетами к достопримечательностям. Вас нигде и никто не заставляет оплачивать что-либо дополнительно.
Кроме того, в Турции очень сильно подкупает полное отсутствие заборов на прибрежной территории. Пляжи отелей вне зависимости от категории отделены друг от друга лишь визуально – отличается цвет полотенец и зонтиков. Как нам объяснил гид, это политика государства: инвестору для строительства отеля предоставляется территория возле пляжа. Пляж поступает всего лишь в пользование отельера, но остается муниципальной и общедоступной территорией.
И еще один факт не в нашу пользу. Оказавшись в Турции, практически не чувствуешь себя за границей – вокруг все говорят на русском языке. В магазинах, лавках, кафе, на улице – везде на глаза попадаются вывески, надписи и реклама на русском языке. Иногда смешная, с ошибками, например, «морожна» или «осторожно, впажный поп», но чаще - профессионально выполненная, с информацией о местных товаропроизводителях. Все это в комплексе с доброжелательностью, улыбками и безвозмездным угощением сладостями чуть ли не на каждом шагу создает впечатление, что только нас здесь и ждали.
Мне почему-то кажется, что в Ялте далеко не все туристы и тем более иностранные испытывают те же чувства. В настоящее время Крым прилагает максимум усилий для того, чтобы позиционировать себя на международных выставках. Однако готовы ли мы принимать зарубежных туристов?
- Не так давно, 9 октября, в Ялту зашло два круизных судна с иностранными туристами на борту, - рассказывает директор туристической компании «INFLOT Worldwide Tours» Сергей Прядко. – Еще один лайнер стоял в Севастополе. Для того, чтобы обслужить эти суда, пришлось собрать англоговорящих гидов со всего Крыма, и еще оставался дефицит около 20 человек.
К слову, в украинском классификаторе профессий профессия «гид» отсутствует. Как правило, эту роль по мере возможности берут на себя экскурсоводы, владеющие языком, переводчики, учителя иностранного языка. Но, как и в любой специальности, в работе гида тоже есть свои особенности и стандарты, которые хорошо известны зарубежным гостям. И впечатление о нашем курорте, как и желание вернуться сюда, во многом будет зависеть именно от гида.
- Наш регион может заработать ровно столько, насколько привлекательно он будет предлагать свои услуги, - считает Сергей Прядко. - Некоторые вопросы развития туристической сферы не требуют глобальных мер – они решаются на уровне города. Например, в Зальцбурге испытывают такие же проблемы сезонного всплеска туризма. Город принял решение ввести подготовку по базовым специальностям сферы туристических услуг в школе: горничные, официанты, гиды. Таким образом, они закрывают дефицит рабочих мест, создают условия занятости для молодежи и уже с раннего возраста формируют правильное сознание и культуру жителя курортного города. А ведь раньше у нас тоже в старших классах был курс профессиональной подготовки, в ходе которого в том числе обучали и экскурсоводов. Этот опыт можно было бы переформатировать и сделать совместную программу бизнеса и власти.
Уже в этом году компания «INFLOT Worldwide Tours» совместно с отделением экскурсоведения и туризма Таврического национального университета им. Вернадского приняла решение организовать курсы по подготовке гидов-переводчиков.
- На этих курсах лекторы, которые имеют сертификаты Международной федерации гидов-переводчиков, научат наших гидов специфике работы с иностранными туристами, - рассказывает Сергей Прядко. – Введение в специальность прочитает Айрис Берри - один из самых опытных тренеров Международной федерации гидов. Она установит планку, к которой нужно стремиться. Её лекция должна стать стимулом, мотивацией для наших ялтинских гидов, чтобы они понимали, к чему нужно стремиться.
Во всем мире наблюдается тенденция развития круизного туризма. Подтверждением тому служит увеличение количества и пассажировместимости круизных лайнеров, ежегодно заходящих в ялтинский порт. Туристы приезжают в Ялту за впечатлениями и готовы потратить здесь свои деньги на посещение музеев, приобретение оригинальных сувениров, дегустацию местных блюд и напитков, услуги гидов и транспорта... От всех представителей туристической инфраструктуры города зависит, будут ли они делать это с удовольствием.
К слову, в Дубровнике, Хорватия, в среднем турист с круизного лайнера тратит около 62 евро, в Ницце, Франция, – около 100, а в некоторых портах Карибского бассейна – до 140. Согласитесь, есть над чем задуматься!?Автор: Яна Коваленко