Александр III вступил на престол 12 марта 1881 года после убитого террористом отца, непогребённое тело которого ещё находилось в комнатах Зимнего дворца. Всем было ясно, что на трон взошёл человек, терзаемый обидой за брошенную мать и с большим подозрением относившийся к реформам, проводимым его отцом Александром II. Он также невзлюбил своего дядю Константина Николаевича – генерал–адмирала - за то, что тот был правой рукой у отца в политике и армии.Александр Александрович родился в 1845 году. Он был вторым сыном в императорской семье, и поэтому его с детства не готовили к управлению государством. В юности Александр, великий князь, а после неожиданной смерти любимого старшего брата Николая, с 1865 года наследник престола очень любил приезжать на отдых в Ливадию. К этому времени Александр был вполне сформировавшимся молодым человеком, который рос в грубоватой, но прямой и открытой офицерской среде, называя себя исправным полковым командиром. С 1870 года и вплоть до русско-турецкой компании 1877-78 годов семья цесаревича ежегодно приезжала в Крым и каждое пребывание в имении, принадлежащем его матери, приносило радость общения с близкими в окружении чудной природы.
Для Александра III Ливадия была не только любимым местом семейного отдыха, но и своеобразной школой освоения сложнейших вопросов европейской политики. Во время высочайших приездов в южнобережное имение перемещался центр политической жизни страны. Здесь формировалась балканская политика России, отсюда в «Правительственный вестник» поступали сообщения о взглядах Русского Двора, стремившегося найти условия мирного выхода из кризиса, на события, развивающиеся на европейском востоке. Отсюда отец Александра руководил переговорами в Константинополе российского посла в Турции генерал – адъютанта Н.П. Игнатьева. В Ливадию на встречу с императором приезжали английский и румынский послы, представители многочисленных славянских комитетов. Цесаревич был неизменным участником этих встреч и переговоров, занося свои впечатления и наблюдения в дневник.
Осенью 1884 года царская семья приехала на Южнобережье. В тот год здесь в основном стояла дождливая, сырая погода, однако им не помешало много ездить и ходить по окрестностям. Император записал в дневнике: «Ездили мы с Мини и целым обществом на 4 дня в горы в монастырь Косьмы и Дамиана, на охоту с 14 по 18 октября «…». Эти дни, проведённые на охоте в горах, были лучшими воспоминаниями всего нашего пребывания в Крыму. «…»Часто мы ездили верхом, катались на лодках, ходили пешком. Были два раза у Воронцовых - раз в Массандре и раз в Алупке». Обычно приезды императора в Крым отличались многочисленностью сопровождающих его и Марию Фёдоровну родственников и приближённых. Александра III обычно сопровождали обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр иностранных дел Н.К. Гирс, министры Д.А. Толстой, И.Н. Дурново, С.Ю. Витте и другие известные деятели того времени, необходимые ему для работы в Ливадии - решения вопросов государственного управления. Его братья, великие князья Владимир, Сергей и Алексей, обычно отдыхали в Ливадии. После волны терроризма в 70-х и начала 80-х были разработаны специальные меры по охране Ливадийского имения и всех императорских дворцов во время высочайших приездов. Введена должность заведующего охраной с возложением на него полной ответственности за постоянный политический надзор за всей прислугой, мастеровыми и рабочими, а также частными лицами, являющимися во дворцы. Было проведено фотографирование для выдачи специальных пропусков работающим в имении. Увеличилось число воинских подразделений, нёсших охрану имения.
В 1891 году исполнилось 25-летие свадьбы Августейшей четы в любимой всеми Ливадии. Решено было отпраздновать «Серебряную свадьбу» с приглашением всех основных родственников. Незадолго до начала торжеств Мария Фёдоровна отправила к своим родителям в Копенгаген цесаревича Николая Александровича и дочерей Ольгу и Ксению, великого князя Михаила. Там же король Христиан IX и королева Луиза встретили английскую королеву Александру, родную сестру Марии Фёдоровны, и её племянниц, принцесс Мод и Викторию. После краткого пребывания в Дании они все отправились в Крым. Сначала до Данцига на императорской яхте «Полярная звезда», затем на поезде до Севастополя, откуда крейсер «Орёл» доставил почётных гостей в Ливадию. 28 октября все собрались за праздничным столом. Цесаревич Николай Александрович записал тогда в своём дневнике: «28 октября, понедельник. Радостный день 25-летия свадьбы дорогих Папа и Мама; дай Бог, чтобы они ещё много раз праздновали подобные юбилеи». Юбиляры получили различные подарки от детей и гостей. Николай Александрович пишет, что ему очень понравилась простота и патриархальность проведения торжества.
Высочайшие родственники из Европы увидели окончательно сформировавшееся южнобережное имение, с развитыми службами и прекрасно организованным хозяйством.
К этому времени была построена ещё одна церковь во имя Вознесения Господня. Необходимость её постройки вызвана увеличением штата рабочих и служащих, а также солдат и казаков, несущих охрану Ливадии. Храм был построен из инкерманского камня, с цинковым куполом и золочёным крестом, изящной звонницей с шестью колоколами над входом, выглядел весьма эффектно. Внутреннее убранство его и роспись были выполнены известными мастерами и художниками. Самые масштабные работы были произведены в конце 80-х годов: полная реставрация Малого дворца, реставрация внутренней росписи Крестовоздвиженской церкви и устройство дренажа вокруг Большого дворца. В реставрационных работах большую роль сыграл академик А.Н. Попов, сделавший для мозаичной мастерской А. Сальвиати в Италии копию иконы «Воздвижения» на картоне, идеально сохранив верность оригиналу, но и полностью восстановил фресковую и орнаментальную живопись в интерьере церкви, а также несколько икон.
Хозяин имения, большой ценитель хороших вин, всячески поддерживал развитие виноградарства в своих южнобережных имениях. Успехи в управлении хозяйством не только приносили доход, но и позволили принимать участие в престижных выставках по виноделию, садоводству, овощеводству, цветоводству, устраиваемых в России и за рубежом, и завоёвывать на них награды.
На фоне обустройства императорского имения проходило бурное развитие города Ялта как первоклассного российского национального курорта, и в этом заключается большая роль царствующих особ. Романовы вносили крупные денежные пожертвования на строительство школ, училищ, санаториев и других общественных зданий. Следуя примеру царской семьи, вносили средства также знатные и богатые люди города. По прямому указанию Александра III в Ялте был построен современный порт, набережная, дан заказ на разработку проекта и строительство большого собора им.Александра Невского, значительно усовершенствована инфраструктура города-курорта и ставший знаменитым на весь мир Массандровский винподвал.
Но именно курортной Ялте пришлось первой прощаться с императором Александром III, скончавшимся в Малом Ливадийском дворце осенью 1894 года. В этот год по рекомендации врачей император с семьёй прибыл в Крым в начале сентября. Чудесная погода, казалось, приободрила очень плохо чувствовавшего себя императора, но 5 октября наступило резкое ухудшение. При больном находились выдающиеся медики России и Германии, однако усилия спасти его были безуспешны, и 20 октября в муках, но с царским достоинством 49-летний император скончался в кресле своей спальни. При вскрытии консилиум врачей определил, что Государь Император Александр Александрович cкончался от паралича сердца и зернистой атрофии почек.
Александр III, обладающий богатырским здоровьем, преждевременно умер вследствие травм, полученных во время крушения поезда, когда он возвращался из Крыма - так считают врачи и историки. Крушение императорского поезда произошло у станции Борки под Харьковом. По свидетельству очевидцев император получил удар в правое бедро такой силы, что серебряный портсигар, лежащий в кармане, оказался сплюснутым, а одежда вся изорвана, так что он вынужден был ее заменить. Во время крушения царская семья находилась в вагоне-ресторане, где начала обрушаться крыша, и императору пришлось держать её до тех пор, пока все не выскочили. Члены семьи уцелели, но несколько приближённых, прислуга погибли. Говорили, что «во время панихиды по ним Государь неудержимо плакал». Сказалось и нравственное потрясение, которое ему пришлось пережить. В дневнике 20 октября 1894 года цесаревич записал: «Боже мой, Боже мой, что за день! Господь отозвал к себе нашего обожаемого дорогого горячо любимого Папа. Голова кругом идёт, верить не хочется – кажется до того неправдоподобной ужасная действительность».
В полдесятого вечера прошла панихида в спальне, где скончался император. На следующий день панихида по усопшему прошла в Крестовоздвиженской церкви, и там же наследник, великий князь Николай Александрович, присягал на верность престолу российскому. Было решено, что тело почившего императора будет перенесено из Ливадии в Ялту на руках. Путь до Ялты был устлан венками из вечнозелёных растений, при приближении шествия стоящие вдоль него войска отдавали честь, играли траурную музыку, барабаны били поход, а по вступлении в Ялту начался перезвон трёх городских церквей и пальба из орудий с минутными промежутками между выстрелами. Последняя панихида прошла на пристани, и гроб с телом покойного был перенесён на крейсер «Память Меркурия» и установлен на шканцах под тентом из Андреевского флага. С припущенным штандартом Его Величества, под конвоем крейсера «Орёл» и эскадренного броненосца «Двенадцать Апостолов» крейсер отошел от Ялты и взял курс на Севастополь. В это время жители Ялты собрались на набережной, где были накрыты многочисленные столы для поминального обеда. Похороны Александра III стали для русской истории последними проведёнными для главы династии Романовых с соблюдением вековых традиций.
После смерти императора в Ливадию, в Малый дворец, началось паломничество со всей страны, в том числе людей, обладающих скромными, но достаточными средствами для того, чтобы совершить такое путешествие в Крым. Князь С.Н. Трубецкой свидетельствует, насколько при Александре III в России был велик престиж монархии и как монархический дух народа стал резко падать уже через несколько лет правления его сына.Автор: Георгий Назаров