В минувшие выходные Ялта вновь принимала у себя лучших из лучших раллистов, рискнувших бросить вызов сложнейшим и коварнейшим здешним дорогам. Несмотря на ряд организационных неурядиц, мастерство пилотов и их штурманов вновь оказалось на высоте, и праздник скорости удался на славу. Но обо всем по порядку.В этом году организаторы по ряду причин довольно поздно объявили о начале подготовки к ялтинскому ралли: в конце прошлого года была закрыта международная раллийная серия IRC, этап которой принимала в 2012-м Ялта, так что нужно было определить новый формат соревнований на ЮБК и привлечь им спортсменов. В этот раз в Ялте уже традиционно состоялся этап Чемпионата Украины, кубок Президента Украины, а также наш город принимал этап Кубка Европы – такой формат привлек сюда почти 70 экипажей из шести разных стран.
В ходе подготовки к ялтинскому ралли выявился целый ряд сложнейших вопросов: дорога на спуске с плато к Соколиному, где проходит один из спецучастков ралли, оказалась в ужасном состоянии и угрожала безопасности гонщиков, вопросы логистики и размещения автомобилей на ялтинской набережной тоже требовали пристального внимания и скорейшего решения. Но к чести ялтинский властей, а также руководства автономии, все они были разрешены в срок. С соблюдением заявленного нового формата ялтинского ралли, в рамках которого организаторы пытались объединить гонки с музыкальным фестивалем и днями высокой автомобильной «моды», тоже оказалось не все в порядке: не все приглашенные исполнители смогли приехать на праздник по различным причинам, а трейлер, перевозивший эксклюзивные автомобили, выставка и продажа которых должна была пройти в рамках WOG Yalta Rally Fest, разбился на мокрой горной трассе… Однако на ценителях ралли, поклонниках скорости и риска эти недочеты никак не сказались – сама спортивная составляющая выдалась на славу, за что поклон и огромное уважение экипажам раллийных машин.
Ялтинское ралли 2013 года оказалось самым сложным за все девять лет проведения соревнований на Южном берегу Крыма. Уже в первый день на первом спецучастке, во время которого автомобили поднимаются от водопада Учан-Су до метеостанции на плато, буквально сразу после старта соревнований начался дождь. Лишь первые десять машин смогли преодолеть восемнадцатикилометровый отрезок горного серпантина посуху. Остальным же пришлось проявить все свое мастерство и пилотировать на мокрой дороге. Осложнял их задачу и тот факт, что, несмотря на предупреждения синоптиков, большинство из экипажей вышли на трассу на резине для сухой погоды. Но были и те, кто рискнул и положился на прогнозы погоды, «переобувшись» для дождя. В результате это привело к тому, что пелотон перемешался уже на первом спецучастке. Некоторые моноприводные автомобили национальных классов проехали его быстрее своих полноприводных коллег, оставшихся на сликах. Лидерство же сразу и очень уверенно захватил экипаж Александра Салюка-младшего и Евгения Червоненко, выступавших на этот раз за команду Astana European Rally Team. Евгений Альфредович еще на открытии ралли говорил, что им очень важно хорошо проехать Ялту, поскольку их экипаж борется за победу в Кубке Европы – кстати, впервые за всю историю участия в этом чемпионате гонщиков с постсоветского пространства.
Плато встретило гонщиков сильнейшим туманом, временами видимость составляла не более 5-10 метров, что крайне осложнило работу пилотов и штурманов. Причем условия, как это и бывает в горах, менялись каждые пять минут, так что погода опять внесла свои коррективы в ход соревнований. В итоге, например, экипаж, выступающий на моноприводном ВАЗ-2108 с объемом мотора 1,4 литра, показал время лучшее, чем тот, что шел по трассе на полноприводном Mitsubishi Lancer Evo IX!
И такая лотерея с погодными условиями продолжалась все два дня соревнований. К слову сказать, практически все экипажи с ней справились, ведь на ялтинском ралли традиционно уже даже доезд до финиша считается высоким достижением – горы ошибок не прощают, тем более, в дождливую погоду. В итоге соревнований всего сошло 15 автомобилей, причем часть из них по техническим причинам, а не из-за аварий. Да и серьезных происшествий в этот раз на этой гонке, к счастью, не было. Это, кстати, отметил и высоко оценил уже на церемонии закрытия WOG Yalta Rally Fest первый вице-президент Федерации автоспорта Украины Виктор Янукович-младший, который подчеркнул важность безопасности в столь экстремальных соревнованиях, как ралли, и поблагодарил всех организаторов и задействованные стороны за проделанную работу в этом направлении.
На финише второго дня экипаж Салюка-Червоненко не упустил своего лидерства и уверенно выиграл этот этап ралли с преимуществом почти в три минуты над парой Валерий Горбань и Владимир Курся. Кстати, идейный вдохновитель и бессменный организатор «Ялта-ралли» Евгений Червоненко, который сам неоднократно выходил здесь на старт, впервые поднялся в Ялте на верхнюю ступень пьедестала. Эта победа принесла экипажу и досрочное первое место в кубке Европы, так как их главный соперник, экипаж из Италии, сошел и не заработал очков на другом этапе, проходившем параллельно ялтинскому.
Экипаж команды «Odessa Rally Team» Юрий Кочмар и Сергей Коваль в последний день соревнований смог показать высокие результаты и выйти на третье место в абсолютном зачете и первое в своем классе. Неплохие результаты продемонстрировали и наши местные гонщики: экипаж Алексея Панова и Александра Якушева из Алупки смогли в итоге пробиться на третье место в своем 5-м классе, а самая юная участница WOG Yalta Rally Fest, штурман Даша Абрамова вместе со своим пилотом Сергеем Крюковым боролись за «бронзу» в своем классе, но из-за организационных накладок им пришлось сняться с соревнований: ремонт автомобиля механики успели завершить в установленный срок, однако судейская машина, которая везет все документы на каждый экипаж, по непонятным причинам раньше назначенного времени отправилась на трассу, не дав возможность ялтинцам зарегистрироваться на участие на очередном допе. Но, как рассказала сама Даша, она расстраивалась недолго: во-первых, дебют на ялтинском ралли состоялся и состоялся всего лишь на четвертой в жизни гонке для нее, что уже очень высокое достижение, во-вторых, неплохой темп по ходу гонки показал, что самая юная участница практически не уступает по классу и мастерству более опытным штурманам, ну а к тому же Дашу уже заметили и пригласили выступать в следующем сезоне вместе с собой сразу несколько именитых и перспективных пилотов. Так что мы уверенны, что еще не раз поболеем за нашу спортсменку на ялтинском ралли, когда она будет бороться за первые места.
В завершение очередного праздника скорости в Ялте мэр города Сергей Илаш выразил благодарность организаторам соревнований за рекламу курортной столицы Украины как туристического центра европейского уровня и за их вклад в расширение рамок курортного сезона на ЮБК. Ну а Евгений Червоненко в свою очередь пообещал, что Ялта и ралли теперь связаны надолго.
- Скажу вам, что пока бьется мое сердце – «Ялта-ралли» будет. Это то, что объединяет нашу страну. Не все получается сразу, но наши дети будут думать: «Куда поехать - в Монте-Карло или в Крым? Наверное, в Крым». И Ялта будет украинским Монако, - отметил он на церемонии закрытия.Автор: Дмитрий Сербин