Новости Крыма

«Спасибо» - самая распространенная летом на ЮБК форма оплаты труда

30.08.2013, 08:00 Просмотров: 300
«Спасибо» - самая распространенная летом  на ЮБК форма оплаты труда
А в многочисленных южнобережных кафешках, ресторанчиках и торговых точках, которые десятками, а то и сотнями открываются на побережье в летний период, работают исключительно семейными подрядами.
Именно такой вывод напрашивается, если пообщаться с хозяевами этих предприятий. Но настолько ли все честно и прозрачно в сфере обслуживания и торговли?После принятия и вступления в Украине в силу нового налогового законодательства был объявлен двухгодичный мораторий на налоговые проверки – бизнесу дали время приспособиться к изменившимся обстоятельствам. Но даже после этого представители налоговой службы оказались ограничены в возможностях проверок предприятий на предмет выявления нарушений действующего законодательства. И, к сожалению, некоторые предприниматели активно пользуются появившейся возможностью поработать под «черным флагом» и попытаться сокрыть свои реальные доходы.
Представители ялтинской налоговой инспекции Главного управления министерства доходов и сборов АРК в этом курортном сезоне начали использовать новый подход к общению с нерадивыми предпринимателями. Так как провести полноценную официальную проверку без жалобы на владельца заведения или торговой точки сегодня нет возможности, сотрудники ГНИ выходят на место и занимаются инвентаризацией пакета разрешительных документов. Эта процедура заключается в просмотре всех разрешений, согласований, патентов и лицензий на торговлю и оказание услуг, что, к слову, по закону имеет право потребовать любой гражданин. Полный пакет копий документов обязан находиться на каждом торговом месте в «уголке потребителя», и узнать, кто же его обслуживает, что он пьет или ест, может каждый.
- Листы инвентаризации не являются основанием для применения каких-либо санкций, даже в случае выявления несоответствий действующему законодательству. Если есть какие-либо вопросы к предпринимателю, ему будет предписано явиться в налоговую инспекцию по месту его регистрации, где ему предложат привести все документы в порядок и в дальнейшем работать в правовом поле. Однако если после инвентаризации на проверенный нами объект поступит жалоба от любого гражданина, мы будем знать, с чем нам предстоит иметь дело и какие нарушения были допущены ранее, - рассказывают сотрудники ГНИ Ялты.
Журналист «Южной газеты» решил собственными глазами увидеть, как это происходит. Итак, мы выезжаем в Марат. На небольшом стометровом участке плотно расположились десятки торговых точек и предприятий общественного питания. Навскидку заходим в первое кафе. 10 часов утра, и посетителей здесь еще нет, но четыре человека активно готовят заведение к приему клиентов: подметается территория, выносится мусор, бармен меланхолично перетирает бокалы… Инспектора ГНИ, представившись и объяснив цель своего визита, просят хозяина кафе показать имеющиеся документы. Часть из них оказывается на месте, другая же, по заверениям мужчины, прибудет чуть позже, через час-два.
На вопрос представителей налоговой инспекции, оформлены ли здешние работники в соответствии с законодательством (на точке обязаны присутствовать в свободном доступе копии трудовых договоров с ними), получаем ответ: «Это мои родственники, они просто помогают мне, я один тут работаю». Поговорить с самими «родственниками» нам не разрешили, сославшись на всеобщую занятость, однако вспомнить имен и фамилий своих «племянников» и «племянниц» хозяин кафе так не смог.
- Любой сотрудник предприятия общепита обязан иметь санитарную книжку, чтобы посетители были уверены, что обслуживающие их люди ничем не больны, - комментирует ситуацию инспектор ГНИ. – И, естественно, они должны быть официально оформлены, чтобы бюджет мог получать налог с доходов физлиц. Даже если это и родственники собственника – получается, что люди работают весь сезон бесплатно. Вряд ли такое возможно.
Хозяину кафе вручается памятка, напоминающая о перечне документов и условий, необходимых для честного и прозрачного ведения бизнеса. Мы выдвигаемся дальше.
Буквально в 50 метрах заходим еще в одно кафе: здесь к приему посетителей готовятся трое сотрудников. Узнав о приходе представителей ГНИ, тут же был предоставлен полный пакет документов, в том числе и лицензия на торговлю алкоголем, и даже трудовой договор с сотрудником. Правда, всего лишь одним из трех. Остальные же рассказали, что совсем недавно работают здесь, буквально три-четыре дня, и еще не успели оформиться. Это также является нарушением законодательства, но, по словам инспекторов, все остальные документы в полном порядке, а трудоустройство наемных работников лишь дело времени – часто, увидев приглашение явиться на беседу в налоговые органы и узнав, что на его объекте была подобная инвентаризация, предприниматели предпочитают все-таки привести свои дела в порядок и исправить имеющиеся недостатки. Именно подобная реакция и является главной целью инвентаризации предпринимателей: налоговая инспекция уходит от карательных методов, заменяя их разъяснительной работой. И это часто приносит свои плоды, рассказывают инспектора.
- На данной точке практически все в порядке. Особенно в сравнении с предыдущим объектом, на который мы зашли, - поясняют нам инспектора. – Это и есть пример недобросовестной конкуренции: здешний хозяин потратил гораздо больше сил и средств, чтобы начать работу, чем тот, который не может предоставить многие документы и у которого они, скорее всего, вообще отсутствуют. Одна из целей наших инвентаризаций – дать возможность работать честным гражданам, хлеб которых перебивают работающие рядом под «черным флагом». Также и в интересах самих посетителей подобных заведений удостовериться, что вас обслуживает порядочный персонал, имеющий санитарные книжки, убедиться, что кафе или ресторан имеет пакет документов на всю свою продукцию, и в случае отсутствия всего этого просто развернуться и уйти от «нелегала» к честному предпринимателю. Ведь в случае возникновения любой неприятной ситуации: вас обсчитали, вам нахамили, вы отравились некачественной едой или напитками - вы будете знать, на кого жаловаться и кто за это ответственен. Иначе претензии предъявить будет не к кому. Так что бдительность самих граждан также играет немалую роль в борьбе за легализацию предпринимательства.
Следующий наш объект – еще одно неприметное кафе на втором этаже здания. Ни за стойкой, ни вообще в заведении никаких документов просто нет. При этом в меню разнообразные алкогольные напитки, являющиеся подакцизным товаром и требующие лицензии на торговлю, а также наличия кассового аппарата. Парень, протирающий бокалы, сообщает, что помогает своей тете, которая скоро приедет, а две девушки на кухне просто знакомые, которые зашли на несколько минут. Знакомая песня… Дальше инспекторам встречается точка реализации вина из бочек: возле нее небольшая очередь, так как этот товар пользуется спросом у отдыхающих. При этом какая-либо документация на вино, подтверждающая его качество, как и лицензия на реализацию (без нее возможна торговля лишь пивом на розлив и сухими столовыми винами), отсутствуют. Я интересуюсь у семьи, которая берет здесь вино, не опасаются ли они фальсификата, отравление которым может просто-напросто испортить весь отдых, если не привести к еще более печальным последствиям. Ответ, честно говоря, шокирует: «Нам все равно»… Становится очень обидно, что банальная осторожность и минимальное знание своих прав как потребителей у наших людей, к сожалению, напрочь отсутствует.
Еще больше шокирует очень приличный ресторан украинской кухни, в который мы также зашли. Здесь самый разгар работы: в обеденное время за столиками сидит немало посетителей, а их обслуживали пять или семь официанток. Узнав, что налоговые инспектора в рамках программы по инвентаризации хотят увидеть здешние документы и лицензии, человек, представившийся администратором, сначала достал их, как и полагается, из «уголка потребителя», однако после звонка на мобильный выхватил бумаги и скрылся с ними в неизвестном направлении. Тогда журналист «Южной газеты» попытался реализовать свое законное право получить полную информацию о заведении, которое его обслуживает. Присаживаемся за столик и заказываем кофе, параллельно просим официантку показать документы предприятия и накладные на продукты. И знаете что? После короткой консультации с юрким администратором меня отказались обслуживать, мотивировав тем, что… ресторан закрыт! При этом вокруг меня сидело десятка полтора других клиентов, с аппетитом поедавших борщ с пампушками, попивавших вино и пиво.
Естественно, жалобной книги также на месте не оказалось (ее вместе с другими документами спрятал куда-то «администратор»). Пришлось несолоно хлебавши пойти восвояси, правда, пригрозив руководству негостеприимного заведения пожаловаться в налоговые органы, дабы к ним уже пришли с полноценной проверкой.
И такая ситуация нам встречалась в тот день практически повсеместно. А специалисты, проводящие такие инвентаризации ежедневно, отмечают, что это – сегодняшняя реальность всего ЮБК. За пять часов в небольшом Марате нам встретилось лишь два или три предприятия (в основном это продуктовые магазины и точки выносной торговли при них), где в наличии имелись абсолютно все разрешительные документы на их работу. Неоформление наемных работников (а НДФЛ, уплачиваемый с доходов работающих официально, является одним из основных путей пополнения местных бюджетов), отсутствие лицензий на торговлю алкоголем (а получение таковых, как и налог с их продаж, также приносит определенные суммы в казну города и государства) и еще многие и многие нарушения – вот что является реальностью «черного» предпринимательства по-местному. Уменьшение количества проверок и отход от наказаний должны были помочь малому и среднему бизнесу вздохнуть полной грудью, однако для многих это стало «билетом» в вольную жизнь, без обязательств и ограничений. А страдаем от подобного, конечно же, мы с вами, простые обыватели, ведь недопоступления в бюджеты разных уровней ограничивают возможности развития региона, что, как следствие, сказывается на уровне благосостояния местных жителей. И изменить эту порочную систему возможно, лишь изменив сложившийся десятилетиями менталитет: начав работать по-честному, а потреблять с умом.Автор: Дмитрий Сербин
Раздел:
Календарь
< Октябрь Ноябрь, 2024 Декабрь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
252627

Последние новости