Министерство образования и науки утвердило концепцию профильного обучения в школе. В старших классах сократят девять базовых предметов ради специализации, пишет КоммерсантЪ.
10-11-е классы школ будут поделены на четыре специализированных направления: естественные науки, математика, украинская филология, иностранные языки. Старшеклассники смогут выбрать любое направление и углубленно его изучать. При этом, произойдет уменьшение количества базовых предметов, число которых сократится с 15 до 6.
Эксперты опасаются, что принятие концепции в предложенном виде ухудшит качество образования.
«Школы начнут подключаться к реализации по мере готовности со следующего учебного года (2014-2015)», — заявил один из авторов документа, вице-президент академии Владимир Луговой.
Независимо от выбранного профиля, все школьники будут изучать шесть базовых предметов — украинский язык и литературу, иностранный язык, историю Украины и всемирную историю, математику, естествознание, физическую культуру. На их изучение отводится по три часа в неделю.
Следует отметить, что сейчас базовых предметов насчитывается 15. Остальные дисциплины будут изучаться углубленно — по 5-10 часов в неделю. Например, природоведческий профиль предполагает углубленное изучение астрономии, биологии, географии, экологии, физики и химии. Дополнить изучение профильных предметов школьникам предложат еще и курсами — например, из астрофизики или прикладной механики. А такие предметы, как основы здоровья, искусство или финансовая грамотность предложат изучать факультативно.
Эксперты считают, что нельзя реализовать концепцию без дополнительного финансирования. «На какие средства станут покупать оборудование для естественно-математических классов? Ситуация с его приобретением в школах и без того критическая», — отметил глава Центра образовательного мониторинга Павел Полянский.
По его словам, сокращение базовых предметов приведет к ухудшению качества образования.
«В Украине изучение базовых предметов является непрерывным с 1-го по 11-й класс. Если мы оставим 6 предметов из 15 обязательных, то обучение некоторых дисциплин прервется — например, школьник не доучит физику или историю. А как быть, если после школы ребенок передумает и решит поменять профиль?», — раскритиковала концепцию председатель комитета Верховной рады по вопросам науки и образования Лилия Гриневич.
По ее мнению, профильное обучение может быть эффективным, если оно будет продолжаться в течение трех-четырех лет, а не двух, как это предложено в документе. «Концепция в таком виде вредна, ее воплощение ухудшит качество образования в старшей школе и может привести к сокращению учителей. В этом случае родители будут вынуждены самостоятельно оплачивать обучение детей с профильным предметам», — заявила госпожа Гриневич.
Как сообщалось ранее, Украинское физическое общество обратилось к министру Табачнику с открытым письмом, в котором выразили возмущение по поводу отсутствия в проекте Концепции профильного образования в старшей школе таких предметов как физика, химия, биология. Их решили объединить в один предмет «естествознание».
Источник: Центр журналистских расследований