С 13 по 15 сентября этого года на Южном берегу Крыма пройдет уже ставшее традиционным «Ялта–ралли», которое неизменно вызывает огромный интерес у зрителей из многих стран СНГ и Европы. Десятки экипажей из Украины, России, Беларуси, Прибалтики и Старого света сойдутся в борьбе за победу на узких горных дорогах ЮБК.Жителям Большой Ялты есть кому отдать свои симпатии и за кого поболеть – экипаж из Алупки в составе Алексея Панова и Александра Якушева традиционно сильно выступает на ялтинском ралли. По результатам «Ялта-ралли 2012» экипаж занял первое место в своем классе в чемпионате Украины, взяли «бронзу» в абсолютном зачете этого же чемпионата, стали победителями в кубке Европы (ERC) и вошли в Топ-10 пилотов мировой серии IRC среди 77 экипажей! Кроме того, алупкинские спортсмены тогда увезли с собой и специальный приз от руководства автономии как самый быстрый крымский экипаж.
Спортсмены собираются показать высокий результат и в этом году. О том, как идет подготовка к «родному» старту, «Южной газете» рассказал пилот «Автодель racing team» Алексей Панов.
- Алексей, как продвигается подготовка к «Ялта-ралли»?
- Нашим экипажем было принято решение не участвовать в проходящем 18-20 августа старте на «Александров-ралли» в Черновцах. Во-первых, есть некоторые технические сложности с автомобилем, которые нужно решить перед столь важным стартом, как «Ялта-ралли», а во-вторых, август на ЮБК – время, когда местным жителям нужно заработать перед зимой, чтобы материально обеспечить и свои семьи, ведь ралли – это всего лишь наше хобби. Но мы не расстраиваемся, такая пауза даст нам возможность получше подготовиться к домашнему старту.
Уже на следующей неделе мы начинаем активную подготовку автомобиля. Сейчас машина находится в разобранном состоянии, нужно все проверить и подготовить к сложной гонке. Есть у нас и обновления: мы купили новую кулачковую коробку передач (спортивная КПП, которая позволяет сократить время переключения передач в два раза – ред.). Обновили и подвеску автомобиля, что даст нам новые возможности и прибавит уверенности в горах.
- Местные жители возлагают на ваш экипаж большие надежды, ведь приятно, когда свои спортсмены показывают столь высокие результаты, как вы.
- Признаюсь честно: быть первым – тяжело и ответственно. Надо сохранить то, чего мы уже добились, но лидером быть сложно. Проще даже быть третьим, например, если удалось выложиться, если где-то сыграло роль спортивное везение, то есть куда подниматься. Мы третий сезон лидируем, а за нами подрастает горячая молодежь, голодная до побед. Нам становится тяжеловато, но пока справляемся. К тому же такая конкуренция – это всегда здорово!
- Может, поделитесь секретами своих столь удачных выступлений на «Ялта-ралли»?
- Ну, делиться всеми секретами, конечно, не будем (смеется). Но в первую очередь высоким результатам нашего экипажа способствует то, что мы здесь родились и выросли, узкие неровные дорожки нам по душе. На «прямиках» мы отстаем, ведь у «одноклассников» (автомобилей одного зачетного класса – ред.) моторы мощнее, но мы любим повороты. Чем извилистей дороги, нам там комфортнее.
- Ралли наверняка требует хорошей физической подготовки. Что вы делаете в этом направлении?
- Физподготовка, естественно, крайне важна в нашем спорте. Минимум за пару недель до старта нужно обратить внимание на свою физическую форму: гористая местность со множеством поворотов налагает свои требования. К тому же пройти 880 км за два дня в боевом режиме с максимальной отдачей не очень легко. К тому же резкий подъем и быстрый спуск на тысячу метров – это большие перепады давления. Но мы готовы.
- Алексей, поделитесь с нашими читателями интересными моментами с «Ялта-ралли» прошлого года, которые остались за кадром.
- Да, зрители видят только итог гонки, сухие цифры отрывов и отставаний. Многие говорили, что экипаж Панова в отличной форме и без проблем все пройдет. Но мало кто знает, что и у нас были проблемы. Например, резали поворот, чтобы выиграть доли секунды, и наехали на камень - поломали колесный диск. Не успели за отведенное время заменить колесо - схватили штраф. На следующий день на спуске в Соколиное я не успел вовремя одеть темные очки и меня ослепило солнце. В результате вылетели на щебенку и о пенек повредили еще одно колесо. Но, к счастью, запаса времени хватило, чтобы удержать лидерство.
Естественно, в закрытом парке после гоночного дня мы общались и со спортсменами из других стран. Например, прибалты и россияне очень удивлялись специфике нашего асфальта: вроде это покрытие должно держать машину, тем более, что специалисты, готовящие автомобиль к спецучастку, хорошо знают свое дело, но почему-то машины скользили. Мы рассказали ребятам, что у нас на ЮБК много известняковых пород и эта пыль забивает поры в асфальте, из-за чего резко теряется сцепление. Именно поэтому здесь так много аварий. Почти половина машин, а то и больше, традиционно не доезжает до финиша.
Еще местные спортсмены знают, что участок перед Соколиным, куда автомобили спускаются с плато на большой скорости, очень мокрый – под тенью деревьев с утра влажно от росы. Поэтому мы кое-где там притормаживали, проиграв спецучасток, но это было просто необходимо тактически, ведь можно было потерять за секунду абсолютно все. В ралли жизненно необходимо ехать с головой и стратегически мыслить.
- В прошлом году стало известно, что европейская раллийная серия IRC, этап которой в 2012 году проходил и в Ялте, прекратила свое существование. Как вы считаете, это скажется на зрелищности «Ялта-ралли 2013»?
- Просто приедет меньше европейских, а больше украинских и российских экипажей. Разницы особо нет. Ялта всегда привлекает гонщиков и зрителей. В любом случае будет порядка 70 экипажей и 30-50 тыс. зрителей. У нас на Южном берегу Крыма много видовых мест, где можно отлично посмотреть гонку, не то, что в Херсоне, например. Это и влечет поклонников автоспорта в Ялту.
- Кстати, о поклонниках и фанатах. Вас отлично знают в Алупке, любят и поддерживают все ялтинцы. Это придает дополнительный стимул в гонке?
- Естественно! У нас есть группа поддержки из местных болельщиков. Много ребят из Алупки выезжает на ралли с нашим участием, в «Ялта-ралли» нас поддерживают. Есть у нас всемерная поддержка и алупкиснких городских властей, и в частности мэра города Дмитрий Карнауха. За нас болеет весь ЮБК и даже Крым. Это дает силы стремиться к высочайшим результатам.
- Алексей, как долго вы еще собираетесь выступать в автоспорте? Есть ли у вас ученики, которые могли бы продолжить славные традиции местных раллистов?
- Будем выступать, пока есть силы и здоровье. Пока покидать ралли не планируем, но я готов обучать молодых ребят уже сейчас, делиться накопленным опытом и премудростями вождения на асфальте. Вообще, подготовка молодежи в автоспорте сейчас проблематична. Раньше ДОСААФы были в каждом городе, и там можно было получить основные навыки вождения автомобиля, а затем отшлифовать свое мастерство. Сейчас же лишь в Симферополе есть Федерация автоспорта, где готовят подрастающую смену, но хотелось бы, чтобы этим видом спорта все-таки занялись серьезнее. Да, это дорогой спорт, но это спорт, и это однозначно лучше, чем стоять под ларьком с пивом.
Что ж, пожелаем Алексею Панову и его штурману Александру Якушеву успехов и удачи в предстоящем ялтинском старте и надеемся, что этот алупкинский экипаж даст повод гордиться местными спортсменами. В свою очередь «Южная газета» будет внимательно наблюдать за всеми перипетиями подготовки и проведения «Ялта-ралли 2013» и информировать своих читателей из первых уст.
На фото слева направо: Александр Якушев, Геннадий Сывый, Алексей Панов.Автор: Беседовал Дмитрий Сербин Фото Геннадия Сывого