Почему сломалась?
В жизни ломается все, даже диван, на котором ты лежишь. Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри считается самым безопасным видом транспорта. И за 25 лет ее работы такой ситуации не было ни разу. Да, случалось как-то отключение электричества, тут же включили запасной генератор, и кабинки подтянули. Но чтобы людей спускали из кабинок на тросах – такого не было никогда.
— Такая ситуация у нас случилась впервые, — рассказывает генеральный директор канатной дороги «Мисхор-Ай-Петри» Надежда Сванидзе. – Хотя на случай различных ЧП в кабинках предусмотрены люки в полу. Практически ежегодно спасатели проводят плановые учение, открывают эти люки, спускаются на тросах. Но чтобы мы эвакуировали таким образом туристов – такого за историю существования канатки не было. Кстати, в это воскресенье нашей канатной дороге исполнилось 25 лет.
—Когда кабинки остановились, и специалисты инженерной службы поднялись наверх, то они увидели, что шкив, который тянет трос, отклонился на 25 градусов и его заклинило, — рассказывает Алексей Дячишин, первый заместитель начальника территориального управления Госпромнадзора в АРК и Севастополе. – Благодаря тому, что сработала автоматика и произошла аварийная остановка, не случилось обрывов.
Пытаться «вправить» шкив на место, когда на тросах висят кабинки с людьми, было невозможно – а ну как трос ослабнет и кабинка оборвется? Поэтому практически сразу было принято решение проводить эвакуацию.
Почему так долго шла эвакуация?
Для тех, кто возмущается, почему операция по спасению туристов растянулась почти на восемь часов, хочу сообщить информацию, что в Турции, когда произошла остановка подобной канатной дороги, эвакуация длилась двое суток. Это так, к сведению.
А теперь давайте считать по времени. Кабинки остановились – надо было выяснить причину. Причину выяснили – приняли решение. Чтобы начать эвакуацию, надо было вызвать спасателей, МЧС, провести подготовительные работы.
— Одна кабинка остановилась на высоте 50 метров, другая – на высоте 120-130 метров, поэтому ко второй кабинке был крайне затруднен доступ, — рассказывает городской голова Ялты Сергей Илаш. – Были привлечены силы МЧС, внутренние войска, в спасении также принимало участие наше коммунальное предприятие горноспасателей. Огромное спасибо службе безопасности канатной дороги, которая предоставила людей, механизмы. В течение двух часов все было организовано для спасения.
Дело в том, что с верхней кабинки нужно было спускаться на скальную местность, а оттуда еще идти примерно 600 метров вниз. Солдаты внутренних войск расчистили тропу, убрали ветки, камни, даже протянули канаты, чтобы люди могли держаться за них и идти вниз.
— На верхнюю кабинку нам нужно было доставить своего спасателя, чтобы он руководил процессом, хотя там был проводник от канатной дороги, — рассказывает начальник КП «Ялтинская аварийная спасательная служба» Юрий Павлов. – Сверху нам сбросили веревку, которая постоянно находится в кабинке, но ветер относил ее в сторону, мы не могли ее поймать. Потом подгрузили веревку, проводник, который находился в кабинке, закрепил нашу основную веревку, и наш спасатель Александр Маринкевич поднялся на ней, как по канату, в кабинку.
Первыми надо было эвакуировать детей
Процесс эвакуации шел одновременно с двух кабинок. Некоторые туристы смотрели на эту веревку, на которой их собирались спускать вниз, и откровенно боялись – да она же лопнет! Она меня не выдержит! Уверения, что веревка выдерживает вес до трех тонн, на некоторых не действовали.
Первым решили спустить из кабинки самого тяжелого мужчину. Хотя очень просилась одна женщина. Но решили рискнуть сильным полом. После того, как он благополучно приземлился, народ в кабинках немного успокоился.
— Когда с верхнего вагончика спустили 4-летнего ребенка вместе с папой, малышу дали рацию, чтобы он успокоил свою маму, которая находилась еще наверху, — рассказывает Юрий Павлов. – И он говорит ей: «Мама, я смельчак!»
—С пассажирами канатки работали психологи, ситуация была непростая, неординарная, нужно было не допустить паники, — рассказывает начальник Ялтинского управления ГСЧС Игорь Босенко.
Кстати детей – а их было 11, эвакуировали одними из первых. Но вначале, конечно, сделали несколько «пробных» спусков для взрослых.
— Один парень поехал вниз на канатке, а его жена спустилась на машине, — рассказывает Юрий Павлов. – Через какое-то время она звонит ему и спрашивает – ты где? Он, чтобы не пугать, отвечает – да я тут не в ту маршрутку сел… Проходит время, она снова перезванивает – ну где ты? — Да нас тут 30 человек, похоже, не в ту маршрутку сели…
По словам очевидцев, настроение у пассажиров нижней кабинки было более веселым, потому что они уже ехали вниз, с крымским вином, купленным на Ай-Петри, да и до земли им было ближе. А вот в верхней кабинке народ волновался сильнее. Да и спустили оттуда последнего пассажира уже в 0 часов 40 минут, в понедельник.
Будут ли туристы подавать в суд?
—Я оцениваю спасательную операцию очень высоко, — отметил городской голова Сергей Илаш. – Потому что никто не получил переломов, ни царапин, только одна женщина обратилась к медикам за помощью из-за высокого давления. Я находился там с самого начала экстренной ситуации и до того, как сняли последнего туриста. Работу всех служб я оцениваю очень высоко.
На вопрос, будут ли туристы подавать в суд иски с требованием компенсации за моральный вред, гендиректор канатной дороги Надежда Сванидзе ответила отрицательно.
— Всех туристов укутывали в пледы, спасатели каждого человека сопровождали после спуска к средней станции, там мы уже приготовили всем горячий чай, бутерброды, еду, и всем выплатили компенсацию тут же, — рассказывает Сванидзе. – Все туристы благодарили за то, что эвакуация прошла очень четко, а некоторые даже смеялись и шутили, что такой экстрим они запомнят на всю жизнь. Не было ни одной жалобы. Хотя, конечно, мы очень извиняемся за то, что произошла такая внештатная ситуация.
Вы много знаете туристических объектов, которые сразу же, на месте, в случае ЧП выплачивало компенсацию? Так что и здесь Ялта отличилась.
Таксисты цены не ломили
Пока шла вечерняя операция спасения, в социальных сетях народ завидовал таксистам на Ай-Петри – дескать, сейчас поднимут цены такие, что мама не горюй! Ведь на плато оставалось около 600-т человек, которые планировали спуститься вниз на канатке.
— Всех этих туристов мы отправили с плато бесплатно, — говорит мэр Ялты Сергей Илаш. – Мы обратились к операторам-перевозчикам, которые работают на этом маршруте, и они всех без проблем и совершенно бесплатно спустили туристов вниз. Такси никто не заказывал, мой заместитель держал эту ситуацию под контролем.
Скоро вверх!
Экспертная группа уже изучает причину поломки. Хотя предварительная версия – стопорение шкива – подтверждается. Подобный узел есть на канатной дороге, и он будет в ближайшее время установлен. Потом пройдут испытания, проведено освидетельствование, и если комиссия даст «добро», канатку запустят снова.
В мире давно замечена тенденция – если на каком-то объекте случается ЧП, интерес к нему почему-то резко возрастает. Какой-то парадокс.
Накануне Ялта праздновала день города. В воскресенье, на 15.00, было запланировано поднятие по канатной дороге на плато делегаций городов-побратимов. Но с утра позвонили и попросили иностранных гостей поднять пораньше. Судьба?
Приятно писать о людях, которые отлично сработали в экстренной ситуации! Около 30-ти сотрудников МЧС, 25 солдат внутренних войск, 20 человек из МВД, горноспасатели, работники заповедника, медики, работники канатной дороги, городские власти – молодцы!