Хорошо солнечным утром ехать по "стрелке" Симферопольского шоссе! Вырвавшись из зоны запустения бывшего Сакского химзавода и унылых дачных участков с заброшенными домишками, которые хозяева в час исхода так и не смогли никому продать, и проехав с десяток километров вдоль пересечённой местности, где разрытая экскаватором земля чередуется с плантациями молодых эфиромасличных культур, в какой-то момент замечаешь, как в разрыве горизонта вдруг возникает чудное видение. Над невообразимо голубой морской гладью далеко-далеко и непривычно ярко сверкает белоснежная "открытка": чётко явленный город, город-лайнер, город-мираж - Евпатория. Гламур небесной чистоты! Сходство с круизным судном придаёт ему вытянутая горизонталь и отсутствие "высоток" - многоквартирный дом в оптике глаза кажется издали каютой многофигурного сияющего парохода. Остро хочется остановиться, выйти из автомобиля и дальше не ехать – чтоб не разрушить впечатление. Ведь очевидно: впереди неизбежные разочарования. Остаётся лишь выяснить, до какой степени...
ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ
Директор культурно-этнографического центра "Ворота Дровяного базара" Диляра Якубова читает нам стихи: " Прошелся джаз по улочкам ислама, и флейты превратились в минареты, а ты все ждешь напутствия имама и зажигаешь звезды сигаретой". Спрашивать, чья это поэтическая импровизация, не приходится: стиль Александра Коротко проступает в любой текстуре. Строки рождены впечатлениями от Бахчисарая, поясняет Диляра Меджитовна, но в них чутко схвачено смешение эпох, что разлиты и в воздухе Евпатории, — должно быть, ещё со времён средневекового Гезлева. Потому что, хотя археологические находки "настаивают" на том, что люди здесь жили ещё в шестом тысячелетии до нашей эры, сведения о греческой Керкинитиде — предшественнице Евпатории — обрываются во втором веке нашей эры, после очередного скифского набега. А вот после завоевания в 1475 году Крымского побережья османами тут была воздвигнута хорошо укреплённая крепость, которую турки называли Гёзлев, а крымские татары — Кезлев. По описанию турецкого путешественника, посетившего город в 1666 году, он представлял собой "крепость с двадцатью четырьмя бастионами, расположенными на расстоянии ста пятидесяти шагов друг от друга". Отсюда следует, что окружность крепости Гезлев составляла три тысячи шагов. Это огромная фортеция в форме пятиугольника, замечательно устроенная и украшенная, была сооружена из тёсаного камня на равнинном морском побережье. В XVI веке Гезлев превратился в большой торговый город-крепость. В гавань приходили суда из Малой Азии, приезжали русские купцы. Являясь единственным портом Крымского ханства, город быстро богател. Через пять городских ворот в город свозились товары из разных концов полуострова. Ворота Дровяного базара, к которым мы возвращаемся, служили, как видно из названия, для караванов с топливом, которое в степном Крыму ценилось очень высоко. Так вот эти ворота простояли четыре века, пока не попались на глаза советской власти. Полдня работы мощного бульдозера — и немой свидетель "старины глубокой" был снесён. Выдержав удары запорожских казаков и русско-турецких войн, он пал жертвой пошлого вандализма.
Случилось это в 1959 году, а 45 лет спустя, продолжая реконструкцию старого города, начатую с улицы Дувановской, мэр Евпатории Андрей Даниленко предложил чете Якубовых взяться за восстановление, а точнее, воссоздание утраченных ворот. В выборе партнёров проекта мэр не ошибся. Якубовы взялись за дело увлечённо, ответственно, всячески стараясь уйти от неизбежного в этих случаях "новодела". Ворота сооружали в точном соответствии с рисунками и чертежами той поры, выкладывали стены аутентичными материалами и камнями, в том числе извлечёнными из древних мостовых. Сегодня этот памятник фортификации представлен в первозданном виде. Вдобавок за его крепкой стеной работает кафе-музей крымско-татарской культуры. На третьем этаже здания находится тщательнейшим образом выполненный гигантский макет средневекового города. И все кто сюда приходит, имеют возможность восхититься нежным рассветом над Гезлевом — с высоты птичьего полёта.
На втором этаже — этнокофейня, где можно отведать замечательный кофе, полакомиться восточными сладостями. Коммерционализация прошлого? А что в этом плохого, если познавательную экскурсию заключает кофейная дегустация — пальчики оближешь! Поверьте, в музее Диляры Якубовой это происходит едва ли не целомудренно. К слову, в её же этноресторане "Джеваль" спиртного не подают, зато проводят популярные мастер-классы приготовления фирменных крымско-татарских блюд. Путь к познанию национального своеобразия через желудок? А почему и нет? Кто станет спорить, что съедобная часть мира нам даётся легче всего. Никому же не приходит в голову осуждать магистрат Зальцбурга, который строит свой бюджет на туристическом обожании Моцарта. И те, кто поедает бесподобные кондитерские изделия с профилем великого композитора, вряд ли унижают память о солнечном маэстро — он ведь и сам очень любил горячий шоколад. Тут главное — мера, а она у Якубовых есть. Чего, к примеру, стоит симпатичный слоган их центра "Позвольте нам стать частью ваших воспоминаний"! Мы были не против.
Меж тем "Одун базар къапусы" — лишь малая часть великолепнейшего городского проекта "Малый Иерусалим", реализованного городской властью четыре года назад. Идею "суфлировала" сама история, расположив на участке в два квадратных километра святыни шести религий — всех народов, издревле населяющих Крым. Спору нет, это лучше видеть, но хотя бы по слову о каждом культовом сооружении скажу. Прекрасен и суров, как бастион, ладно скроенный греческий Свято-Ильинский храм. Лишены внешних чрезмерностей две неброские синагоги, одна из которых — Егия-Капай (ремесленная), действующая. Армянский храм — базилика в свободном стиле, сдержанная и внушительная, как Ноев ковчег. Величественный абрис православного Свято-Николаевского собора виден отовсюду, являясь важным элементом городского силуэта Евпатории. В 1552 году при хане Девлете I Гирее в Гезлеве закладывается самая большая мечеть Крыма Джума-Джами (соборная пятничная, ханская). Её проект хан заказал в Стамбуле архитектору Ходже Синану, греку по происхождению, инженеру, математику, зодчему, подарившему миру более трехсот замечательных сооружений. Строительство велось долго, так как Ходжа Синан одновременно возводил в Стамбуле и мечеть султана Сулеймана I. К тому же не хватало средств — большая часть денег, поступавших в казну, расходовалась на ведение войны с Иваном Грозным. Но ожидание воздалось сторицей — сейчас Джума-Джами кажется просто нереальной. И заключают комплекс караимские кенасы, принадлежащие одному из самых загадочных автохтонных (коренных) народов Крыма. Ведь только версий происхождения у караимов как минимум три: "кумано-кипчаксая", "хазарская" и "саддукеевская" — то есть ведущая свои роды от последователей доталмудического иудаизма. Считается даже, что караимы здесь жили ещё до распятия Христа. Во всяком случае, Евпатория для этого древнейшего народа (внимание!) имеет то же значение, что Мекка для мусульман, а для католиков — Рим. Не правда ли, поразительно? И повторюсь: здесь нет муляжей, и с историческим тактом всё в порядке. "Малый Иерусалим" в Евпатории не тщится быть самозванцем — здесь не имитируют Виа Долороза — путь страданий Христа, или что-то в этом роде в отношении других религий. Любовно созданный культурно-исторический маршрут и ничего более: верующие свои храмы посещают сами. (Даниленко, замечу, никогда со свечой публично не стоит: говорит, прихожане вместо общения с Господом начинают шепотом обсуждать его присутствие в церкви.)
Отдельно хочется сказать о текие (монастыре) дервишей-суфистов, расположенном напротив уже упомянутых Гезлевских ворот. Суфизм — мистическое течение в исламе, проповедующее очищение души от скверны и привитие похвальных качеств духу. Учение расходилось с ортодоксией веры, но нам оно наиболее интересно: дервиши-суфисты после молитвы совершали ритуальные пляски, возвышаясь над всем мирским и таким образом соединялись с Всевышним. Памятник на бывшей площади Одун-базар включает кофейню ХIХ века — там размещён музей, мечеть Шакурла- эфенди и здание самого текие.
И, наконец, о названии города. Евпаторами (буквально с греческого — "рожденными славными отцами", то есть знатными) именовались некоторые цари в древности. Так вот Евпатория названа в честь Митридата VI Евпатора, правившего Понтом и превратившего в свою сатрапию Колхиду, Малую Армению, Херсонес Таврический и большую череду скифских оседлых племён. Императрица Екатерина II относилась к Митридату сочувственно и память о крепости Евпаторион увековечила в имени города. Зачем я ухожу в такие исторические экскурсы? Чтобы показать, какой объём эмоционально (и даже кулинарно) окрашенных знаний вы можете получить, просто прогуливаясь по Евпатории. И без малейшей тени скуки!
Мы пробыли в Евпатории сутки и убедились: что ни говори о прошлом, а этот город, на самом деле, устремлён в будущее. По количеству и качеству проработанных мэрией проектов рядом с ним и поставить нечего. Особо разовьётся здесьспортивно-оздоровительная составляющая. Андрей Даниленко специально ездил на международную тематическую выставку в Москву: мир в индустрии развлечений на воде сильно прибавил, но, к счастью, весь этот авангард нетрудно позаимствовать в течение года-двух. Дайвинг в Евпатории в почёте, так что на очереди "прививка" виндсёрфинга, кайтинга, всех видов снорклинга и других экзотических, но доступных морских увлечений. А к надувному бассейну у берега и приучать не надо. Огромный проект муниципалитета — "Золотое кольцо здоровья". Вокруг озера Мойнаки в былые годы проходили этапы чемпионатов СССР по ходьбе и бегу. Там три воздушных потока: морской обогащённый, озёрный и степной. Подобная"роза ветров» выводила спортсменов на высшие достижения. Город отказался от жилого и рекреационного использования этих земель в пользу физкультурно-спортивного. Понятное дело, на новом витке. Кстати, рядом с будущим "кольцом" находится центр подготовки победоносных украинских паралимпийцев — их результаты лишь подтверждают правильность принятого горсоветом решения. В том же районе простаивают затампонированные четверть века назад терминальные скважины — 39 градусов тепла. Они тоже начнут служить людям. А вообще, у мэрии реальных планов громадьё: аэропорт (ремонтный завод и техперсонал сберегли), марина для яхт-клуба, велотрек, реконструкция трамвайной сети, обустройство новой площади Согласия.
"Что у вас с пляжами?" — интересуюсь у Андрея Петровича. "Муниципальных — семь, — отвечает он. — Евпатория тянется 14-километровой полосой вдоль мелководного Каламитского залива — почти лагуна, "упасть" всегда есть где. На море — песок, мягкий, чистый, золотистый. В наших ближайших планах — удаление грузового порта за пределы города. И когда набережная Горького и набережная Валентины Терешковой сомкнутся, мы получим такое прогулочное раздолье — не будет равных. Все планы реконструкции согласованы. У нас за год трижды был председатель Совета министров Крыма Василий Джарты, в его лице город имеет самого горячего сторонника решительных преобразований некогда знаменитой на весь Союз здравницы, чьё значение для Украины с каждым годом будет только возрастать".
ФИЛОСОФИЯ БЕГУНА НА ДЛИННУЮ ДИСТАНЦИЮ
О том, как трудовые коллективы города готовятся к 55-летию их уважаемого мэра, Андрей Даниленко говорить не стал: "Разве это юбилей
— что за возраст? К тому же я обычно накануне дня рождения из города уезжаю, чтобы не создавать проблем подчинённым и зависящим от городского головы лицам. Как проходят эти ритуалы, вы знаете — они мне, поверьте, совсем не по душе. Близкие друзья в любом случае найдут, а жертвоприношения креслу предпочитаю не устраивать".
Когда в 1956-м маме будущего городского головы пришло время рожать, его отец — луганчанин, военный лётчик — был с миссией в Венгрии, и мама уехала в отчий дом в Подмосковье. В Евпаторию она вернулась, когда Андрюше было шесть лет. А ещё через год отца не стало — погиб при выполнении воинского долга. Потемневшая от горя мать внушала сыну: ему теперь полагаться не на кого, надо учиться и пробивать дорогу в жизнь самостоятельно. И Андрей учился. Особенно удачно шли у него точные науки. А ещё были олимпиады, малая академия наук, подготовительные курсы в МГУ. Школу закончил с одной четвёркой — по русскому языку, по украинскому красовалась пятёрка. И с первого раза поступил в легендарную "Бауманку"
— самое престижное техническое учебное заведение страны, давшее миру блистательную плеяду учёных и конструкторов — от Доллежаля, Климова и Лавочкина до Петлякова, Туполева и Сухого.
Служба в армии мёдом не казалась. Боевая часть Андрея стояла в болотах Костромской области, аккурат в местах, где Иван Сусанин отдал "жизнь за царя", погубив поляков. Лейтенант, начальник расчёта ПВО, а поскольку был "двухгодичником", все дежурства в праздники были его — "через день на ремень". Только начальником караула назначали раз двести. После демобилизации выяснилось, что снова "физики в загоне". А менять образ жизни, определяемый 245 рублями офицерского жалованья на инженерный оклад в НИИ, состоящий из 90 "рэ", не хотелось. И молодой инженер-механик (плюс радиоэлектроника военной кафедры) устроился мастером участка по обслуживанию самой большой в стране радиолокационной антенны (площадь зеркала — 2500 квадратных метров!) в отдел наладки и эксплуатации Ленинградского завода "Большевик" в Центре дальней космической связи, что под Евпаторией. Здесь платили 360 рублей, мама за сына радовалась. Но Андрею чисто заводская рутинная работа была не по нутру, и он с потерей оплаты переходит в Московский сектор Центра: здесь проводились сеансы связи, слушали "космос". Отсюда же трудовой коллектив и делегировал молодого специалиста на партийную работу: инструктором промышленно-транспортного отдела горкома партии.
Когда страну вздыбила перестройка, а демократия выбросила побег альтернативных выборов, Андрей Петрович уже был вторым секретарём. На состязательные выборы в 1990 году пошли вместе с первым — тот лишь сопел и с Даниленко принципиально не разговаривал. А второй секретарь обкома, куратор Евпатории, даже хватал "неформала" за руки, когда он шёл к трибуне представлять свою программу: "Партия тебе этого никогда не простит!" Смельчака председателем горсовета избрали, а партия — в лице тысяч её рядовых членов — ещё и выдвинула Даниленко делегатом XXVIII, последнего в истории СССР партийного съезда. В целом же евпаторийцы избирали Андрея Петровича мэром шесть(!) раз, последний — в 2010-м. Выходит, 21 год "на галерах", как аттестовал режим своей работы Владимир Путин. Я же выпускника "Бауманки" сразу и отважно спросил о том, возможен ли вечный двигатель и не является ли им часом всякий городской голова. "Какой перпетуум-мобиле? — вопрошал в ответ Андрей Петрович. — Мэр — это старший дворник, крайний во всех вопросах коммунального хозяйства и дежурный по городу 365 дней в году". Тогда-то Даниленко и вспомнил ответ российского президента в анкете на выборах: "Услуги населению". Мол, самое оно.
Ещё готовясь к интервью с евпаторийским мэром и прочитав о его работе в Центре дальней космической связи, я поверхностно предположил, что вследствие этого он может быть человеком, склонным к планированию жизни большими периодами, сторонником "длинных" идей, приверженцем долгосрочных, многоэтапных программ. И неожиданно оказался прав. Но исток подобного подхода оказался иным. Начну с примера. Лет десять назад Евпатория одной из первых в Украине реализовала проект по привлечению населения к управлению городом — на низовом уровне. За счёт денег американского фонда был отменно благоустроен двор четырёх многоквартирных домов — со спортивной и детской площадкой, специально высаженными деревьями и клумбами — ярко, удобно, полезно, здорово. Жители обомлели от счастья и публично клялись дарёную лепоту беречь и множить. Через год от евродворика не осталось и следа. Менталитет, однако.
Вторая рана на сердце мэра углублялась в процессе наблюдения над тем, как неспешно, но неутомимо евпаторийцы и гости курорта уничтожали новую набережную: били плафоны и фонари, неотмываемыми граффити расписывали всё, что попадало в поле зрения.
Третье обстоятельство было связано с нестабильностью власти — как в центре, так и в Крыму. Новый режим — новые люди. Только пробились к министру обороны с челобитной о передаче городу аэропорта, а его уже и след простыл. И так куда ни кинь. В итоге, говорит без печали Андрей Петрович, он пришёл к некоему философскому пониманию невозможности в одночасье исправить несовершенства мира, как, впрочем, и хронические неполадки в коммунальной сфере города. Это ведь как в огромном доме — один кран починил, а завтра потёк следующий. То есть надо смирить гордыню, жажду мгновенных перемен и действовать по мысли Щедрина: культуру полагается насаждать настойчиво, но без кровопролития, в эволюционном порядке. Это не исключает мэрского долга, но вводит его в рамки плановой работы:городской"сад"требует терпения и непрерывности усилий. А ещё, чтобы не сбивала с ног внешняя "качка" в стране, акцентирует Даниленко, надо чётко знать, куда стратегически движется территория.
И цели перед городом и горсоветовской командой следует ставить самые высокие. Брать нужно всегда значительно выше по течению, учил Лев Толстой, тогда если и снесёт, всё равно продвинешься дальше.
Утверждают, что шея и глаз свиньи посажены так, что она не видит неба. Никогда. Иное дело — человек! Тяга к космосу, к звёздам сильно развила воображение нашего героя, и оно ему — по крайней мере, однажды — очень пригодилось. За Даниленко, полагаю, навсегда останутся две величайшие заслуги перед Евпаторией. Первая — он сумел обратить горожан к собственной истории. До юбилея 2003 года более половины евпаторийцев понятия не имели, как их город назывался в былые времена. "Пробив" Указ президента о праздновании 2500-летия Керкинитиды-Гезлева-Евпатории и достойно отпраздновав нешуточный юбилей, мэр принял вызывающее решение: восстановить "по камешку" старый город. Рискованнейшая затея! Шёл 2004 год... Через два года выборы, а вы хотите зарыть деньги в землю? — и это было самое невинное обвинение мэра в "немудрости". Удивлялись: да кто туда пойдёт — там же сплошной "шалман" (по-киевски — "гендэлык"), лучше крыши латайте, меняйте котлы в бойлерных. Даниленко "коммуналки" не гнушался, слушал всех, но гнул своё. Каждый четверг собирал активистов: учёных, историков, журналистов, краеведов. В его кабинете в тот год перебывала вся оставшаяся "в строю" сознательная общественность Евпатории. Потом "отжали" все предложения и кристаллизовали красивый замысел, что теперь называется "Малый Иерусалим". И влечёт сюда людей со всего Крыма, Киева, Израиля, Германии, большого мусульманского мира. Так это же только начало! Кстати, о нём. Когда подступились к "шанхайчикам", подняли мостовую, а там "трубы", сработанные веков семь тому. Канализация отсутствовала напрочь: "всё" уходило в катакомбы, в район реконструкции было страшно зайти. Кслову, маршрут открыли
уже в 2007-м, через год после выборов, и ничего — и мэра переизбрали, и Евпатория туристический "джек-пот" сорвала. Даниленко сломал нерушимый стереотип: Евпатория — детская здравница, и всё тут, смотреть там нечего. Ничего себе! По прошествии времени трудно и объяснить причины такого очевидного массового заблуждения. Вот вам и роль личности в местном ренессансе!
Пушкин прав: история делает человека гражданином. Когда выпускники школ Евпатории получают медали на Театральной площади и дают клятву на верность городу и Родине — к слову, в эллинском (керкинитидском!) стиле, здесь собираются все. И это уже традиция, что задевает душевные струны людей, пробуждая и закрепляя в них патриотические чувства. Рождает "прекрасные порывы" — гул истории, возвращённый мэром родному городу. Евпатория до него имела два праздника: открытие курортного сезона ближе ко Дню медицинского работника и День освобождения от фашистских захватчиков. Теперь у неё не три торжества, а новое (пусть ещё и начальное) качество гражданского самосознания.
Второй мэрский подвиг (говорю об этом без малейшей иронии) — сохранение сети здравниц и санаториев в их профильном назначении. О, тут были бои! За два десятка лет чего только не пытались умыкнуть сноровистые серьёзные господа из курортного ожерелья Евпатории. (Посмотрите на Ялту, Алушту, почувствуйте разницу.) Горсовет не отдал ничего! Как устояли? Били в набат. Едва просачивалась информация о готовящейся сделке купли-продажи (а значит — прощай, лечебная составляющая), мэр поднимал на ноги всех, кого мог — общественность, прессу, друзей. Шли телеграммы-молнии президенту, в Кабмин, Верховный Совет, Даниленко срочно выезжал в Киев — пробиваться "наверх". И "залётные" отступали. Осада некоторых лакомых объектов, правда, всё ещё длится. Как, скажем, грязелечебницы Мойнаки. Собственно, сама грязелечебница ребятам, подбивающим клинья к санаторию, совсем ни к чему. Но 17 гектаров земли в центре города и дивный парк, десятками лет культивированный на землях, неприспособленных к этому напрочь, — вот где истинное богатство. И это чудо садово-паркового искусства отдать частнику как банальный пустырь?! Да кто же такое самоуправление умным назовёт? Мойнаки же — сердце курорта! У мэрии отработанный план, работающая евромодель. Общекурортный объект — грязелечебница — сохраняется и развивается, а вокруг неё инвестор (или пул дольщиков) строит свою частную инфраструктуру. Ради бога! А отдать всю территорию под коттеджную застройку — здесь горсовет намерен стоять до конца. Надеемся, что счастливого.
Вопрос вопросов для всего Крыма: как продлить курортный сезон, в идеале сделав его круглогодичным? Евпатория смыкает "армии" двух "фронтов" — лечебно-оздоровительного и туристического. (Журнал "Фокус" в прошлом году отдал "Малому Иерусалиму" 12-е место по популярности в Украине.) Что касается убережённого санаторного потенциала — ему в Крыму равных нет. Да что в Крыму: приехал из Баден-Бадена немец-курортолог, где детская лечебная и "взрослая" оздоровительная сети рухнули ещё в 1997 году, и глазам своим не поверил — кроме десятка профильных здравниц, здесь работает и единственный (в бывшем Союзе) НИИ детской курортологии и физиотерапии, да ещё как плодотворно трудится! Одним словом, эти два "направления главного удара" — если их интенсивно развивать, модернизировать и лелеять, приводя к разумному соответствию качество сервиса и его стоимость, — в самое ближайшее время могут сделать Евпаторию невероятно конкурентоспособной. Не в самое ближайшее, поправляет меня городской голова, но в обозримой перспективе — непременно. И уходит на рабочее совещание, кажется, как раз по вопросу о грязелечебнице Мойнаки — в связи с утренним раундом телефонных переговоров с руководством "Укрпрофздравницы".
Есть сентенция в отношении того, чем моральный человек отличается от нравственного. Первый знает, что в этом мире делать можно, а что — осуждаемо Богом и людьми. Для нравственной личности табу есть запрет собственной совести, преступить который невозможно. Мой заключительный вопрос к мэру Евпатории звучал так: "Какую память вы предпочли бы оставить у горожан своими делами на посту головы?" Андрей Петрович, по-моему, ответил не лукавя: "Прежде всего я хотел бы, чтобы моим детям и внукам не плевали вслед. Остальное уже не столь важно". Если учесть должность Даниленко и нравы текущего времени, следует признать, что его желание вполне граничит с несбыточным.
Александр САКВА. Евпатория—Киев. (23-29 марта 2011 г. «МК» в Украине)