Нелегальные работники
Один из самых острых вопросов в летний период – оформление наемных сотрудников. Только за две недели июля в ходе проверок удалось выявить 207 неоформленных работников в сферах торговли, общественного питания, услуг по расселению отдыхающих. Из них в Большой Ялте - 60 человек. А с начала года таких в Крыму выявлено 3,5 тыс. человек.
Как показывает опыт предыдущих лет, в разгар курортного сезона, в конце июля - августе, это число только будет увеличиваться. Именно для противодействия этому в июле были созданы специальные мобильные группы, которые совместно с представителями центров занятости и пенсионных фондов выезжают на места и помогают сразу же оперативно без отрыва от производства заполнить необходимый пакет документов на легализацию наемных сотрудников, что может серьезно облегчить жизнь предпринимателям.
Поступает множество жалоб и на недобросовестных работодателей, которые брали людей на стажировку, затягивали ее как можно дольше, а затем увольняли без объяснений и не заплатив денег. Но, к сожалению, люди очень поздно понимают такую схему и обращаются к нам, когда нарушение уже произошло – от этого страдает и сам человек, и наполнение местного бюджета. Будьте внимательны при устройстве на работу.
Туристический сбор
На днях мы провели совещание с органами местного самоуправления и налоговыми агентами, которые на местах отвечают за взимание туристического сбора с неорганизованных отдыхающих. Со стороны Министерства доходов и сборов много претензий именно к этой категории. Есть примеры, когда налоговые агенты, работающие с большими жилыми массивами, в прошлом году не перечислили ни копейки турсбора, либо поступления были в пределах нескольких тысяч. Многие из них ссылаются на то, что многочисленные мини-пансионаты и мини-гостиницы уклоняются от уплаты турсбора, не предоставляя данных о своих постояльцах. При этом агенты практически не обращаются с жалобами на этих неплательщиков в местные органы самоуправления.
Налоговые агенты ссылаются на то, что срок уплаты сбора в бюджет наступает в ноябре, и мы не понимаем на данный момент, насколько активно они работают. В свою очередь мы предложили Совмину Крыма создать рабочую группу на базе Министерства курортов и туризма, а также на местах, для того чтобы еженедельно контролировать налоговых агентов и видеть, как организована эта работа.
Мы не снимаем ответственности и с наших сотрудников, но в некоторых инспекциях администрированием турсбора занимается человек, в ведении которого еще множество других налогов и сборов, и он физически не может уделять много времен. Но мы четко поставили перед собой задачу выполнить плановые показатели по турсбору, активизировать налоговых агентов.
При этом мы будем активно инициировать замену налоговых агентов, работу которых мы считаем неэффективной - будем предлагать местным советам исключать их через решение сессии из списков тех, кто имеет право взимать турсбор. Больше половины из них в Крыму – коммунальные предприятия, и в свое время мы их специально рекомендовали внести в список налоговых агентов, потому что у них есть прямая связь с руководством поселка: они указывают на тех, кто отказывается платить турсбор, а власти уже принимают меры воздействия к неплательщикам. Но, как видим, такая схема не приносит ожидаемых плодов.
Есть даже и такие факты, когда турсбор исправно взимается, но по истечению года эти деньги в бюджет не доходят, потому что они буквально «проедаются» самим агентом. Получается, что некоторые субъекты хозяйствования не совсем законно кредитуются за счет наших отдыхающих. Мы по таким сигналам подключим силовые ведомства, прокуратуру. Думаю, вскоре будет актуален и отчет местных советов о целевом использовании этих денег. А в дальнейшем будем через Совмин инициировать процедуру усовершенствования этого сбора.
Парковки
В южнобережных поселках Гаспре, Массандре и Кореизе до сих пор не принято ни одного решения о выделении земли под организацию парковок. Соответственно, там нет ни одной легальной парковки. Эти поссоветы не используют парковочный сбор как резерв для наполнения местного бюджета. Я призываю власти этих поселков к более четкой организации работы на своей территории, мы за них всю работу не сделаем. Они должны быть заинтересованы получать деньги в свой бюджет, чтобы те социальные программы, которые были заложены и ориентировались на местные резервы, все-таки были выполнены в полном объеме и не зависели от возможных субвенций сверху.
Напомню для жителей и гостей Крыма: легальные парковки обязаны быть оборудованы паркоматами, иметь разметку парковочных мест установленного образца и обязательно выдавать кассовые чеки за услугу. В противном случае платить не нужно – это мошенники. В случае попыток взимания средств за несуществующую парковку обязательно вызывайте сотрудников управления Миндоходов и милиции.
Супермаркеты
В последние годы на территории ЮБК появилось много крупных сетевых супермаркетов. Многие местные предприниматели жалуются на то, что эти супермаркеты работают здесь, уплачивая налоги в другие города, в которых они зарегистрированы. Замечу, что плату за землю и НДФЛ они все-таки уплачивают именно в местные бюджеты. Стоит отметить, что некоторые из них уже создали в Крыму филиалы с уплатой налогов по месту. Обычно этот вопрос оговаривается еще на стадии выделения земли под строительство таких объектов – в частности, в Керчи и Феодосии местные власти поступили именно так.
Не стоит забывать и то, что эти крупные предприятия оживили рынки труда, дали дополнительные рабочие места крымчанам.
Нелегальная торговля
Если ты торгуешь незаконно, продукция безо всяких документов, то мы изымаем товар. Потом по решению суда, который обычно происходит небыстро, принимается решение по административному наказанию и продукция возвращается. Я считаю, что этот процесс надо максимально упростить. Если человек будет знать, что мы реально конфискуем все и затем не вернем ему, то он, скорее всего, побежит регистрироваться как предприниматель. Например, когда в 1997 году ввели акцизные марки, то у налоговиков было право изымать контрафактную подакцизную продукцию без решения суда. А после рассмотрения на админкомиссии этот товар просто утилизировался. Причем процесс шел через строгую отчетность, что позволяло пресечь злоупотребления. Также в конце 90-х была и практика выездных судей, которые в составе комиссии во время рейда на месте выносили постановление на конфискацию. Это – действенные меры, ведь бояться протокола, который дойдет по всем инстанциям лишь через три месяца, никто не будет.
Борьба с нелегальной торговлей - это мера ответственности и местных советов, и тех служб на местах, которые за это отвечают. Также не стоит забывать, что когда по пляжам носят пахлаву, самсу и всякие копченые «ужасы» на ниточках, значит, это кто-то ест. Я никогда не возьму подкрашенное фломастерами вино на набережной курортного поселка или города, и друзьям отсоветую так делать. Но кто-то же это пьет и ест, раз есть предложение. Откажитесь от этого – и оно уйдет.