Меньше чем через полгода малому бизнесу станет легче дышать. Он сможет не бояться «свидания» с налоговиками, не узнавать через друзей и знакомых точное время их визита и не покупать стандартный «подарочный набор» для вручения проверяющим. Государство переводит внеплановые проверки отчетности и уплаты налогов в электронный режим. Это значит, что для ревизии предпринимателю будет достаточно загрузить все необходимые документы в компьютер, подключиться к интернету и нажать кнопку «отправить».
Страна сейчас находится на этапе изменений налогового законодательства, облегчающих жизнь предпринимателям. Но они порой не успевают за переменами, и возникают ситуации, когда налог не уплачен по недосмотру. Раньше этого было вполне достаточно, чтобы инспектор пригрозил штрафом, а то и потребовал взятку, и никакие «чистки рядов» не могли исправить ситуацию. Теперь в Министерстве доходов и сборов нашли способ решения проблемы: ведомство собирается свести к минимуму личные контакты чиновника и бизнеса.
Как сообщает правовой портал «Юрлига», с начала нового года в стране появится возможность проводить налоговые проверки удаленно. Для этого предпринимателю понадобится лишь компьютер с доступом в интернет. За 10 дней до самой проверки бизнесмен подаст в местный орган налоговой службы заявку с просьбой провести проверку дистанционно, а после отправит необходимые документы в электронной форме, заверенные его личной электронной подписью.
В заявке надо будет указать перечень налогов, уплату которых хочет проверить предприниматель. При этом период времени для проверки каждый сможет выбирать себе сам. Налоговая служба сопоставит присланные документы со своими данными и решит, правильно ли ведется налоговый учет. В случае нарушений (если, конечно, они будут не слишком серьезными) человек сможет сам исправить ошибки и избежать наказания или штрафов. Правда, в такой ситуации стоит быть готовым к тому, что проверяющий инспектор может затребовать какую-то дополнительную информацию. В то же время предприниматели Ялты соглашаются с тем, что лучше дослать десяток документов по интернету, чем объясняться с чиновником, который «нагрянул» без предупреждения.
Крымские юристы говорят, что удаленные проверки сделают отношения налоговой службы и бизнеса прозрачнее и понятнее, а налоговая перестанет быть страшилкой для предпринимателей и превратится в качественную сервисную службу, как в развитых странах.
К сожалению, возможность заказать электронного ревизора будет доступна не всем: по информации сайта «Судебно-юридическая газета online», сначала право на такую проверку получат бизнесы «с низкой степенью риска». Со следующего года кандидатов начнут выбирать среди «упрощенцев».
Малый и средний бизнес сможет заказывать электронные проверки с января 2015-го, а другие налогоплательщики – с 2016 года. Но если так пойдет, то постепенно все предприниматели Крыма, как и всей страны, смогут перейти на электронную форму общения с проверяющими, и пугающая фраза «К нам приехал ревизор!» останется разве что в книжках.