Сотрудники государственной лесной охраны Ялтинского горнолесного природного заповедника на майские праздники дежурили в лесах. Пока ялтинцы и гости курорта отдыхали, лесники и егеря ежедневно выходили в рейды. Им удалось не допустить возгорания. С лесниками в рейде побывал и наш корреспондент.
На день Победы жители Массандры традиционно поднимаются на Красный Камень возложить цветы к памятнику крымским партизанам. А для мотоциклистов это прекрасный повод под шумок заехать в заповедник. Вместе с исполняющим обязанности Гурзуфского лесничего Владимиром Писаревским занимаем позицию на развилке лесных дорог.
— Обычно здесь мотоциклисты пытаются проскочить на плато, — вводит меня в курс дела Владимир. — Перед праздниками в этом районе задержал мотоциклиста без документов. Суд наложил на него штраф в 408 гривен и вернул мотоцикл.
Под трели птиц и треск падающих сосновых шишек проводим в засаде целый час. То ли погода сегодня не для прогулок, то ли мотоциклисты стали осторожнее. Никого. Выдвигаемся в сторону ущелья Уч-Кош. По дороге встречаем четырех отдыхающих с пакетами. Явно собрались на шашлыки.
— А что, здесь гулять нельзя? — игриво вопрошает блондинка бальзаковского возраста, обдав нас запахом перегара. — Да мы только часок посидим у речки и уйдем.
Предупреждаем туристов о правилах поведения в заповеднике и едем дальше. Над Уч-Кошем натыкаемся на доморощенного любителя экстрима на спортивном мотоцикле, который безуспешно пытается на голой резине покорить крутой горный подъем.
— Я знаю, что летом по заповеднику ездить нельзя, а сейчас весна, — оправдывается нарушитель.
Мастер леса Гурзуфского лесничества Александр Брагин составляет административный протокол. Тем временем поступает информация от лесника Сергея Збиранника, что выше Никитских скал группа людей развела костер. Один из мужчин грубит и угрожает леснику, заявляя, что он работает в правоохранительных органах. Срочно выезжаем на место.
— Мне сообщили местные жители, что видели дым, — рассказывает лесник Гурзуфского лесничества Сергей Збиранник. — На обходе я обнаружил оставленный автомобиль. Тут на меня выскочил мужчина и, размахивая каким-то удостоверением, начал мне угрожать. Потом подъехала еще одна машина. Пока я вызывал подмогу, люди спешно собрались и уехали.
Как бывает в большинстве случаев, позже выяснилось, что мужчина работает в частной охранной фирме и никакого отношения к правоохранительным органам не имеет.
— Любит у нас народ права качать и разными удостоверениями угрожать, — говорит Владимир Писаревский. — Причем, мусорят в лесу и разводят костры, как правило, местные жители. Отдыхающие из других регионов адекватно реагируют на замечания лесников и более бережно относятся к природе. Ведь они хотят вернуться сюда еще раз. А у ялтинцев позиция такая — я местный и имею право делать в заповеднике все, что хочу.
Словно в подтверждение сказанному обнаруживаем группу молодых людей в лесу. Студенты ЯУМа уже разложили пожитки и решили зажарить шашлыки. Аргументы у них железные. Каждый год отдыхаем в этом месте, а почему сейчас нельзя? Потом начинают давить на жалость, мол, что взять с бедных студентов?
Завершаем рейд под накрапывающий дождь. Дело клонится к закату. А вообще, у лесников есть мечта, чтобы все лето шли дожди. Тогда и людей в лесу будет меньше, и вероятность пожаров снижается. С этим трудно не согласиться.
После распоряжения Президента Украины в прошлом году различные службы стали выделять больше сил и средств в помощь заповеднику для охраны лесов. Результат очевиден. Несмотря на сухое и жаркое лето, количество возгораний в лесу сократилось в разы. Вот бы еще ялтинцы поняли, что целебный климатический воздух есть на ЮБК благодаря заповедному лесу. Замусоривая и сжигая лес, они рубят сук, на котором сидят. Не будет заповедника, не будет и курорта.