Об этом в программе «Актуальное интервью» в эфире ТРК «Ялта» заявил первый заместитель Ялтинского городского головы Александр Олефир. Также он рассказал о ходе реформы здравоохранения, социальных программах по обеспечению ялтинцев медицинскими препаратами и открытии Центра административных услуг.- В летний период курортного сезона в Ялте особенно остро стоит вопрос зарплат «в конвертах». Что делает городское руководство для их легализации?
– В Ялте работает Комитет по обеспечению поступлений налогов, сборов и повышению эффективности работы предприятий, который возглавляет Ялтинский городской голова Сергей Илаш. На заседаниях мы рассматриваем вопросы администрирования налогов и арендной платы за землю, а также других платежей, анализируем, почему снижаются поступления, и ищем возможные пути решения. При этом на заседания приглашаются руководители городских предприятий, мы разговариваем с ними, убеждаем, выясняем причины задержек оплаты и совместными усилиями решаем проблему.
Отдельно хотелось бы отметить, что в июне текущего года распоряжением городского головы при Комитете создана рабочая группа по легализации заработной платы. В ее состав входят сотрудники правоохранительных органов, инспекции по труду, пенсионного фонда, исполнительного комитета. Эта группа уже начала свою работу, и, я думаю, что в скором времени она принесет положительные плоды.
– Комитет проводит заседания каждую неделю. Каковы итоги его работы, какой конкретный результат он приносит?
– Буквально две недели назад в Совете министров Крыма подводились итоги работы подобных структур в автономии, и наш комитет назван в тройке тех, которые работают действительно эффективно. Это касается как количества предпринимателей, с которыми проведена разъяснительная работа, так и непосредственных результатов, которые следуют по итогам заседаний. Помимо этого, мы также проводим расширенные заседания, участие в которых принимают представители всех поселков Большой Ялты и города Алупка, сотрудники исполкома, прокуратуры, силовых структур, центра занятости и других государственных органов. Ведем разъяснительную работу с арендаторами, имеющими задолженности по арендной плате за землю, – на заседаниях выясняем причины этого, анализируем ситуацию и находим возможности снижать задолженность. В этом году по решению суда уже были разорваны пять договоров аренды, а еще четыре сейчас находятся в производстве. Разрыв договора – не лучший выход из ситуации, но в некоторых случаях нам приходится идти на такие меры, чтобы найти для города более обязательных и выгодных инвесторов. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что комитет работает успешно.
– Вы также курируете одну из самых серьезных сфер жизнедеятельности города – здравоохранение. Будут ли в этом году какие-либо преобразования в этой отрасли?
– Это действительно крайне сложная и важная сфера. Так сложилось, что в Ялте значительная часть местных жителей работает в отрасли здравоохранения, поэтому вопросы реформирования медицины затрагивают практически каждую семью на Южном берегу Крыма. Сегодня я могу сказать, что городское руководство однозначно решило, что в Ялте мы не будем поддерживать те преобразования, которые могут повлечь сокращение рабочих мест. При этом реформу, конечно же, мы проводить будем, как того требует правительство Украины, но при этом постараемся сохранить все рабочие места.
В этом году перед нами стоит задача создать центры первичной медико-санитарной помощи, и решение Ялтинского городского совета об этом уже есть. Географически разграничить их можно так: от Гурзуфа до Ливадии включительно – зона ответственности Центра № 1, а от Гаспры до Фороса – Центра № 2. Также предстоит выделить из состава поликлиник участковый персонал – врачей, сотрудников амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов Большой Ялты, создав тем самым единый орган управления. Это позволит более эффективно перераспределять медперсонал, грамотно составлять расписания работы и графики приема врачей, в том числе и в поселках, отслеживать, чтобы они велись регулярно, без задержек и перерывов. Иногда складываются ситуации, когда врачи ведут прием только в первой половине дня или наоборот, но для многих пациентов такая практика неудобна. В иных случаях возникают проблемы, когда профильный врач уходит в отпуск либо уезжает на повышение квалификации или стажировку. Но в таких ситуациях люди не должны страдать, ждать возвращения врача или ехать в другие поликлиники. Новая система позволит избежать подобных ситуаций.
Также стоит вопрос об организации подготовки врачей семейной медицины, которые будут оказывать медицинские услуги и детям, и взрослым. Хотя у нас это вызывает некоторое беспокойство. В будущем, с развитием материально-технической базы, мы, возможно, к этому и придем, а пока целесообразности в том, чтобы в одном учреждении вести прием и детскими, и взрослыми врачами, мы не видим.
В то же время создание центров первичной медико-санитарной помощи, к сожалению, породило разговоры в поселках в западной части Ялтинского региона – среди медиков и населения появились слухи о том, что людей, якобы, переведут на обслуживание в Алупке. Однако это не так! Просто в Алупке создается орган управления амбулаториями и фельдшерско-акушерскими пунктами, а специальная медицинская помощь будет оказываться там же, где и раньше. И больных, требующих госпитализации, по-прежнему будут доставлять в Ливадийскую больницу. Так что этих изменений бояться не надо – они сугубо организационные и никак не повлияют на оказание медицинской помощи людям.
Так как из состава поликлиники – опять же, организационно – выделили Центр первичной медико-санитарной помощи, остальная ее часть будет выполнять консультационно-диагностические функции, как это и предусмотрено в программе реформирования здравоохранения Украины. В соответствии с этим документом, создаваемые на базе поликлиник консультационно-диагностические центры могут быть как самостоятельными, так и входить в состав больниц. У нас, я думаю, правильнее первое, поскольку это достаточно большое медицинское учреждение. И Алупкинская больница также сохранит пока свой статус.
Мы крайне осторожно подходим к этому вопросу и не бежим впереди планеты всей. И пусть нас долго ругали, что Ялта затянула решение по созданию центров первичной медико-санитарной помощи, но сегодня мы оказались единственными, кто сделал это правильно. Буквально на днях мы консультировались с Министерством здравоохранения, и выяснилось, что если другие городские советы полностью переименовывали поликлиники и больницы, то мы все-таки логично сделали разделение на центры, оказывающие первичную медико-санитарную и консультационно-диагностическую помощь.
– В Ялте реализуется государственная программа «Гипертония – стоп!». Активно ли городские аптеки подключаются к этому социальному проекту?
– Сегодня к этой программе уже присоединились 18 аптек Большой Ялты. Даже, несмотря на то, что все аптеки, кроме социальной, которая расположена в городской поликлинике, находятся в частной собственности, они активно откликаются на все социальные инициативы местной власти. Ялтинские аптеки участвуют и в программе «Социальная карта крымчанина», и в проекте «Гипертония – стоп!» И когда возник вопрос о создании аптеки, которая могла бы изготавливать лекарства по рецептам врачей, на наше предложение сразу откликнулась сеть аптек «Виста».
Причем проект «Гипертония – стоп!» в отличие от «Социальной карты крымчанина» более сложный, так как связан с бюджетными дотациями: аптеки делают скидку ялтинцам при покупке таких препаратов, а затем эту разницу аптеке возмещает государство.
К сожалению, гипертония требует непрерывного лечения, а значит, и постоянных затрат на лекарственные препараты. Люди не должны прерывать курс, и программа им в этом помогает, позволяя тратить на медикаменты меньше средств. С другой стороны, она рассчитана и на развитие отечественной фармацевтики.
– В конце мая в Ялте открылся Центр административных услуг. Каковы первые итоги его работы? Успешно ли проходит реализация проекта?
– В основу Центра административных услуг (ЦАУ) заложена отличная идея, заключающаяся в том, что администратор, который принял от человека документы, несет ответственность за то, чтобы в установленные законом сроки человек получил запрашиваемую им услугу. Кроме того, работа Центра строится по принципу доступности, прозрачности и открытости, что позволит существенно упростить и ускорить процедуру получения админуслуг, повысить уровень информированности людей, предотвратить проявления коррупции и устранить посредничество во время выдачи документов.
ЦАУ работает по принципу «единого окна», взаимодействуя со структурными подразделениями городского совета, разрешительными службами и территориальными отделами центральных органов. Сегодня он предоставляет 108 админуслуг, но их количество со временем будет увеличиваться.
Пока Центр работает на базе Единого разрешительного центра, который уже вошел в состав ЦАУ, но уже через 1,5 – 2 месяца переедет в новое помещение, которое расположено на первом этаже в том же крыле здания горсовета. Я думаю, что у нас он будет одним из лучших и самых доступных в Крыму.
Чтобы получить необходимую услугу, человек может лично подойти в Центр, позвонить по телефону или отправить письмо по электронной почте, а затем сдать все необходимые документы, список которых можно сверить на сайте, и в назначенное администратором время просто прийти и забрать готовые бумаги. Все это – для удобства пользователей.
Кроме того, данные ЦАУ дадут руководителям аналитическую информацию о работе служб и ходе подготовки документов, что позволит им четко контролировать работу структурных подразделений. Так мы сможем работать более оперативно и в кратчайшие сроки реагировать на обращения граждан и принимать решения. Это – европейский подход. И я думаю, ялтинцы будут довольны.